Архив публикаций - 2017 год

№ 1

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Анна КОЧЕТОВА. Территории социального оптимизма: проектируем и создаём.

Статья, которую мы предлагаем, на первый взгляд, относится к проблематике журнала несколько по касательной. Но жизнь убеждает в другом: это становится насущной общественной потребностью. Неумолимая статистика сообщает в последнее время крайне тревожные факты: всё больше молодых людей в нашей стране в расцвете сил по собственному желанию уходят из жизни. Причин тому немало — смотри статью В. Бочаровой «Кто «правит бал» в молодёжной политике России?», опубликованной в № 5 журнала за 2016. Значит, надо решительно совершенствовать государственную молодёжную политику. Во весь рост встаёт необходимость преобразовывать, гармонизировать социум, гуманизировать и «очеловечевать» его. И думать в этом направлении надо всему обществу — создавать в стране территории, пространства социального оптимизма, где бы молодым людям хотелось жить долго и счастливо… О первых поисках в этом трудном деле — читайте в статье.
Ключевые слова: социальный оптимизм, социальные аспекты воспитания, оптимистичная социокультурная среда, локальный модуль, ценностно-ориентированный подход.
Anna Kochetova. Areas of social optimism: design and build.
The article, which we offer, at first glance, refers to the issue of some magazine on a tangent. But life proves something else: it is becoming a pressing social need. Inexorable statistics reported recently, extremely disturbing facts: more and more young people in our country in the Prime of life on their own away from life. The reasons are many — see article V. Bocharova, «Who «reigns» in the youth policy of Russia?», published in No. 5 of the journal in 2016. Hence, it is necessary to decisively improve the state youth policy. In all growth there is a need to transform, harmonize the society, to humanize and «oculofacial» it. And to think in this direction we need the whole society to create the country's territory, the space of social optimism where young people want to live happily ever after... About the first quest in that challenge — read the article.
Key words: social optimism, social aspects of education, optimistic social and cultural environment, local module, value-oriented approach.

2. Иван КИРИЛЛОВ, Марина МИРОШКИНА. Условия эффективной реализации Стратегии развития воспитания в РФ на период до 2025 г.
В статье представлен анализ результатов первого этапа реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г., который позволил описать стартовый уровень социально-педагогических условий развития воспитания. В статье проанализированы инновационные практики воспитания по различным направлениям развития воспитания, траектории масштабирования лучших практик воспитания, развитость социальной инфраструктуры детства.
Ключевые слова: воспитание, развитие воспитания, социально-педагогические условия воспитания, лучшие практики воспитания, масштабирование практик воспитания.
Ivan Kirillov, Maryna Miroshkina. Conditions of effective realization of Strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025
The article presents the analysis of the results of the first stage of realization of Strategy of development of education in the Russian Federation for the period until 2025, which allowed to describe the starting levels of socio-pedagogical conditions of development of education. The article analyzes the innovative practices of education in various fields of development education, the trajectory of the scaling of the best practices of education, development of social infrastructure for children.
Key words: education, development education, socially-pedagogical conditions of education, best practices, scaling practices of education.

3. Дмитрий МЕЛЬНИКОВ. Социальная работа как традиция научных исследований.
В статье анализируется специфика социальной работы как традиции научных исследований. Особенность социальной работы состоит в том, что практическая деятельность стимулирует профессиональное и социально-политическое обсуждение важнейших вопросов данной области знаний, дающих импульс для научных исследований. Тема, предложенная автором, многократно звучала на страницах журнала. Но путь к научной истине бесконечен. И у каждого учёного свой способ её осмысления и постижения. Один из них предлагаем читателям.
Ключевые слова: социальная работа, объект познания в социальной работе, научные исследования в социальной работе.
Dmitry Melnikov. Social work as tradition scientific studies.
The article analyzes the specifics of the social work tradition of scientific research. Feature of social work is that practical activities stimulate professional and socio-political discussion of the major issues of this field of knowledge, providing an impetus for research. The theme proposed by the author, repeatedly sounded in the magazine. But the path to scientific truth is infinite. And each scientist has his way of thinking and understanding. One of them offer readers.
Key words: social work, the object of knowledge in social work research in social work.

II. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи
1. Анатолий МУДРИК. Диссоциальное воспитание — воспитание злом.

Предлагается характеристика одного из видов воспитания — диссоциального. Рассматриваются контркультурные организации как фактор десоциализации личности, характеризуются их признаки. Раскрываются составные части диссоциального воспитания. Характеризуются тенденции, усугубляющие негативное влияние диссоциального воспитания на социализацию подрастающих поколений.
Ключевые слова: диссоциальное воспитание, контркультурная организация, десоциализация, антисоциальные сознание и поведение.
Anatoly Mudrik. Dissimulee education — education evil.
In article the characteristic of one type of education — dissociating. Considered counter-cultural organizations as a factor of desocialization personality, characterized by their signs. Disclosed component parts dissociating education. Are characterized by a trend, exacerbated by the negative impact dissociating education on the socialization of the younger generations.
Key words: dissimulee education, counter-cultural organization, desocialization, anti-social consciousness and behavior.

2. Вадим СЕДЫХ, Марьяна ФАРНИЕВА. Общение в виртуальной среде и его влияние на социализацию подростков.
В статье рассматриваются особенности общения подростков в виртуальной среде. Раскрываются отличия реального и виртуального общения. Сделан вывод о взаимосвязи Интернет-аддикций и типом межличностных взаимодействий. Приведены результаты эмпирического исследования влияния виртуального общения на социализацию подростков.
Ключевые слова: социализация, киберсоциализация, виртуальное общение, виртуальная среда, Интернет-аддикции, межличностное взаимодействие.
Vadim Sedykh, Mariana Farnieva. Communication in the virtual environment and his influence on socialization of teenagers.
In article features of communication of teenagers in the virtual environment are considered. Differences of real and virtual communication reveal. The conclusion is drawn on interrelation of Internet addictions and type of interpersonal interactions. Results of an empirical research of influence of virtual communication on socialization of teenagers are given.
Key words: socialization, cybersocialization, virtual communication, virtual environment, Internet addictions, interpersonal interaction.

3. Ринат РАХМАТУЛИН. Личная безопасность ребёнка в содержании семейного воспитания.
В статье рассматриваются проблемы обеспечения безопасности детей дошкольного и младшего школьного возраста: объективные и субъективные факторы безопасности детей, главные правила безопасной жизнедеятельности детей, активные формы семейного воспитания в формировании «личностных знаний» ребёнка в области собственной безопасности. Статья рекомендуется родителям, воспитателям образовательных учреждений, студентам педагогических колледжей и вузов.
Ключевые слова: безопасность, факторы безопасности, правила безопасной жизнедеятельности детей, семейное воспитание, родительский контроль.
Rinat Rachmatulin. Personal safety of the child in the content of family education.
The article deals with the problem of ensuring the safety of children of preschool and younger school age: the objective and subjective factors of the safety of children, basic rules of safe life of children, active forms of family education in the formation of «personal knowledge» of the child in the field of private security. The article recommends that parents, teachers of educational institutions, students of teacher training colleges and universities.
Key words: safety, safety factors, safety rules of life of children, family education, parental control.

4. Светлана НИКОЛАЕВА. Экологическая культура детей и взрослых — социальный аспект и территориальный подход.
В статье показана планетарная роль России в решении экологических проблем Земли. Обсуждается вопрос развития экологической культуры детей и взрослых, проживающих в одном социально-природном пространстве. Рассматривается конкретный проект как модель такого подхода для отдельно взятой территории Подмосковья.
Ключевые слова: экологические проблемы планеты; Россия — экологический донор планеты; экологическая культура детей и взрослых; социально-природный «дом» человека; гражданская, родительская и профессиональная позиция взрослого в решении экологических вопросов.
Svetlana Nikolaeva. Ecological culture of children and adults — social dimension and territorial approach
The article shows the planetary role of Russia in solving environmental problems of the Earth. Discussed the issue of development of ecological culture of children and adults living in the same socio-natural space. Relates to a specific project as a model approach for the separate territory of the Moscow region.
Key words: environmental problems of the planet; Russia is an environmental donor of the planet; ecological culture of children and adults; socio-natural «home» of human, civil, parental and adult professional position in addressing environmental issues.

5. Любовь ШТЫЛЕВА. Инструменты исследования гендерных представлений современных подростков.
Lubov Shtyleva. Research tools gender expectations of modern teenagers

6. Елена ЛЕВАНОВА., Татьяна ПУШКАРЕВА. Технология социально-психологической адаптации первокурсников.
В данной статье рассматриваются технологии социально-педагогической адаптации студентов вступительных курсов, затрагиваются психологические средовые факторы, напрямую влияющие на адаптационный период, отмечаются вероятные трудности адаптации первокурсников и те педагогические задачи, которые направленны на их решения. Практическим решением трудностей процесса адаптации представлена авторская программа «Адаптив», являющаяся уникальной учебно-методической моделью для преподавателей и первоначальным этапом профессионального становления для студентов, успешно формирующая культуру их общения в студенческой среде и обеспечивающая накопление профессионального опыта.
Ключевые слова: социально-психологическая адаптация, профессиональное образование, мотивационно-ценностное отношение первокурсников.
Elena Levanova, Tatiana Pushkareva. Technology of socio-psychological adaptation of freshmen
This article discusses the technology of socio-pedagogical adaptation of students of introductory courses, dealt with psychological environmental factors, which directly affect the adaptation period; there are likely problems of adaptation of first-year students and those teaching tasks that are aimed at their solution. The practical solution of the difficulties of the adaptation process presents the author's program «Adaptiv», a unique instructional model for teachers and the initial stage of professional formation for students who successfully create a culture of communication among students and providing professional experience.
Key words: socio-psychological adaptation, professional education, motivational-value attitude of the freshmen.

№ 2

Памяти Н.И. Целищевой

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Светлана СЕНАТОР. Вовлечение молодёжи в социальную практику в процессе патриотического и гражданского воспитания.

Статья посвящена исследованию процесса патриотического и гражданского воспитания молодёжи в современных условиях развития российского общества. Исследуются основные направления работы с молодёжью по вовлечению их в социальную практику на основе активизации молодёжного участия в различных проектах: информационное обеспечение взаимодействия с целью взаимообмена, разработка молодёжных программ, участие в развитии молодёжных представительств, волонтерское движение и другое.
Ключевые слова: социализация, молодёжь, патриотическое и гражданское воспитание, вуз.
Svetlana Senator. Youth involvement in social practice in the process of Patriotic and civic education
The article is devoted to the study of the process of Patriotic and civil education of youth in modern conditions of development of Russian society. Examines the main directions of work with youth to engage them in social practices through increased youth participation in various projects: information support of interaction with the aim of sharing, developing youth programs, participation in the development of youth missions, volunteer and more.
Key words: socialisation, youth, Patriotic and civic education, University.

II. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
1. Михаил ПЛОТКИН, Татьяна БОРИСОВА. Внедрение нравственного императива социальной безопасности молодёжи в практику воспитания.

Проблема нравственных ценностей личности приобретает в современных условиях не только теоретическую, но и практическую значимость. Неопределённость и, нередко, непредсказуемость среды, в которой находится молодое поколение, не только затрудняет оценку текущих событий, но и выстраивание собственного безопасного будущего. Формирование устойчивой нравственной позиции молодёжи имеет принципиальное значение для формирования социально безопасной модели поведения. Современная система воспитания опирается не только на идеи, методы и средства воспитания, обучения, выработанные народом на протяжении всей его истории, но и на технологии, посредством которых возможно внедрение нравственного императива социальной безопасности личности в практику воспитания.
Ключевые слова: дети, молодёжь, воспитание, социальное воспитание, социально-педагогическая безопасность детей и молодёжи.
Mihail Plotkin, Tatiana Borisova. Implantation of the Moral Imperative of the Youth Social Security on Education Practice.
The problem of a person moral values is taking not only theoretical but some practical significance as well now. Uncertainty and quite often unpredictability of the environment where the young generation lives not only make difficult to value the current events, but to erect some safe future. Formation of some stable moral position of the youth is of a principal importance for construction of a socially safe model of behavior. The modern system of education bases oneself not only upon the ideas, methods and means of education and training, being elaborated during the history, but also on the technologies which enable to implant the moral imperative of a person social security into the education practice.
Key words: children, youth, education, social training, social and educational safety of children and young people.

2. Игорь МЕТЛИК, Ольга ПОТАПОВСКАЯ. Моделирование социального партнёрства в духовно-нравственном образовании школьников.
Включение в содержание общего образования предметных областей духовно-нравственной воспитательной направленности, предусматривающих преподавание традиционных религиозных культур народов России, формирует новое социально-педагогическое пространство взаимодействий социальных институтов школы, семьи, государства и религии. В статье характеризуются функции основных социальных институтов в духовно-нравственном образовании школьников, с учётом современной практики и законодательства проведено моделирование их взаимодействий на качественном уровне социального партнёрства.
Ключевые слова: общее образование, духовно-нравственное образование, воспитание, социальное взаимодействие, социальное партнёрство, моделирование.
Igor Metlik, Olga Potapovskaya. Modeling of social partnership in the spiritual and moral education of schoolchildren.
Inclusion in the content of General education subject areas of spiritual and moral educational orientation, providing for the teaching of the traditional religious cultures of the peoples of Russia, forms a new socio-pedagogical interaction space social institutions of school, family, state and religion. In the article the author describes the functions of the main social institutes in spiritual and moral education of students, taking into account modern practice and legislation, the simulation of their interactions on the qualitative level of social partnership.
Key words: General education, moral education, social interaction, social partner-ship modeling.

3. Владимир НИКИТИН. Значение образа красоты в социальной педагогике: онтогносеологический аспект.
Статья посвящена исследованию трансцендентального значения феномена Красота, выступающего в качестве аутентичного пространства рефлексии для каждого субъекта. В ходе анализа раскрывается генезис и значение феномена Красоты для человека. Подчёркивается мысль о связи гармонии с витальностью, выражающейся в способности живых систем к перестройке своих функций. В качестве выводов представляется тезис о том, что способность человека к восприятию и переживанию чувства Прекрасного обусловлена уровнем его рефлексии и сензитивности.
Ключевые слова: Красота, трансцендентальность, рефлексия, сензитивность, пластичность, витальность.
Vladimir Nikitin. The value of beauty in social pedagogy: ethnozoological aspect.
The article is devoted to study transcendental values of the phenomenon of Beauty, acting as an authentic space of reflection for each subject. The analysis reveals the Genesis and significance of the phenomenon of Beauty for humans. Emphasizes the idea of connection, of harmony with vitality, expressed in the ability of living systems to the restructuring of their functions. In conclusion, is the idea that a person's ability to perceive and experience the sense of beauty due to the level of reflection and sensitivity.
Key words: Beauty, transcendental, reflection, sensitivity, flexibility, vitality.

III. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи
1. Сергей КРЕМЕНЬ. Социально-педагогические аспекты деятельности школьной службы по охране здоровья.

Проблема предотвращения самоубийств среди подростков и молодёжи является глобальной социальной проблемой. В статье рассматриваются возможности по её профилактике в рамках социально-педагогической деятельности в средней школе. На примере опыта работы школьных консультантов за рубежом показаны основные направления, проблемы и перспективы развития деятельности по профилактике суицида у школьников, которая может быть внедрена в работу отечественных социальных педагогов.
Ключевые слова: школьная служба охраны здоровья, подростковый суицид, профилактика самоубийств, школьные консультанты, социальные педагоги.
Sergey Kremen. Socio-Pedagogical Aspects of the School Service Activity for Health Protection
The issue of suicide prevention among adolescents and youth is a global social problem. The article discusses the possibilities for its prevention in the framework of socio-pedagogical work in high school. For example, the experience of school counsellors abroad the basic directions, problems and perspectives of development activities on prevention of suicide among schoolchildren, which can be embedded in the work of local social workers.
Key words: school health service, teen suicide, suicide prevention, school counselors, social pedagogues.

2. Зоя ЛАВРЕНТЬЕВА. Мотивационный дневник как способ организации взросления подростка в замещающей семье.
Взросление ребёнка, оставшегося без попечения кровных родителей, зачастую сопровождается рискованными способами достижения автономности и самостоятельности, подросток теряет ценность и искажает смысл доверия взрослому в процессе личностного и социального роста, начинает вести асоциальный образ жизни. В статье раскрываются возможности замещающей семьи в организации ценностно-смыслового пространства взросления приёмного ребёнка, представлена методика позитивной мотивации к преодолению подросткового кризиса.
Ключевые слова: подросток; взросление; мотивация взросления; дети, оставшиеся без попечения родителей; замещающая семья.
Zoya Lavrentyeva. Motivational diary as a way of organizing older teenager in a foster family.
The maturity of the child, without parental support the biological parents, often accompanied by a risky ways to achieve autonomy and independence, teenager lost value and distorts the meaning of trust the adult in the process of personal and social growth, begins to lead asocial way of life. The article describes the possibility of the foster family in the organization of value-semantic space of growing up a foster child, the technique of positive motivation to overcome adolescent crisis.
Key words: teen-ager; growing up; motivation of growing up; children remained without custody of their parents; substitute family.

3. Ринат РАХМАТУЛИН. Образовательные технологии обучения детей правилам безопасного поведения.
В статье рассматриваются активные формы семейного воспитания детей в области безопасной жизнедеятельности. В содержание включена характеристика образовательных технологий как средств формирования знаний и навыков безопасного поведения детей в быту и социуме.
Ключевые слова: безопасность, правила безопасного поведения детей, образовательные технологии, семейное воспитание, родительский контроль.
Rinat Rachmatulin. Educational techniques for teaching children the rules of safe behavior.
The article discusses the active forms of family upbringing of children in the area of safety. The contents included a description of the educational technologies as means of formation of knowledge and skills of safe behavior of children in the home and society.
Key words: safety; rules of children safe behavior; educational technologies; family education; control of parents.

IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1. Наталья АЛПАТОВА, Вера БОНДАРЕВА, Анна ПРОКОПЕНКО. Использование творческих дисциплин в подготовке будущих дефектологов к сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья в процессе социализации.

В статье представлен опыт реализации творческих дисциплин в подготовке будущих дефектологов к сопровождению детей с ограниченными возможностями здоровья. Актуализируются возможности использования творческой деятельности в работе дефектолога с «особыми» детьми в процессе социализации.
Ключевые слова: творческие дисциплины, подготовка будущих дефектологов, дети с ограниченными возможностями здоровья, социализация.
Natalia Alpatova, Vera Bondareva, Anna Prokopenko. Use of the creative disciplines in the training of future pathologists for support of children with disabilities in the process of socialization.
The article presents the experience of the creative disciplines in the training of future pathologists for support of children with disabilities. Aktualisierte the possibility of using creative activity in the work of the pathologist from «special» children in the process of socialization.
Key words: creative discipline, training of future pathologists, children with disabilities, socialization.

№ 3

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Людмила КУЗНЕЦОВА. Развитие кадровой политики в МВД России.

Статья посвящена профессиональной подготовке сотрудников полиции в образовательных организациях системы МВД России. В статье рассмотрены специфические особенности обучения, воспитательный потенциал образовательных организаций МВД России, актуальность, значение, направления и формы патриотического воспитания курсантов.
Ключевые слова: профессиональная подготовка, воспитание, виды воспитания, служебная подготовка.
Lyudmila Kuznetsova. Development of the personnel policy in the Ministry of Internal Affairs of Russia.
This article is devoted to professional training of police officers in the educational organizations of system of the Ministry of Internal Affairs of Russia. In the article specific features of training, educational capacity of the educational organizations of the Ministry of Internal Affairs of Russia, relevance, value, the directions and forms of patriotic education of cadets are considered.
Key words: professional training, education, types of education, service training.

2. Марина ГУРЬЯНОВА. Состояние и перспективы развития профессионального социально-педагогического образования в России.
В статье представлены состояние и перспективы развития новой области высшего профессионального образования — социально-педагогического образования, чрезвычайно востребованного в современном обществе.
Ключевые слова: профессиональное социально-педагогическое образование, семьи с детьми, социальный педагог, социально-педагогические проблемы.
Marina Guriyanova. Condition and perspectives of development of professional social-pedagogical education in Russia.
In the article the state and perspectives of development of a new field of higher education — the social pedagogical education extremely demanded in modern society is prvided.
Key words: professional social-pedagogical education, families with children, a social educator, social-pedagogical problems.

II. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
1. Михаил РОЖКОВ. Сопровождение саморазвития детей как педагогическая проблема.

Педагогическое сопровождение саморазвития: характеристика процесса. Сущность процесса саморазвития ребёнка, критерии саморазвития. Формирование потребности в саморазвитии. Условия успешности педагогического сопровождения саморазвития детей.
Ключевые слова: педагогическое сопровождение, саморазвитие, потребность в саморазвитии, условия педагогического сопровождения.
Mikhail Rozhkov. Maintenance of self-development of children as a pedagogical problem.
Pedagogical maintenance of self0development: characteristic of process. Essence of process of self0development of a child, criteria of self0development. Forming of need for self-development. Conditions of success of pedagogical maintenance of self-development of children.
Key words: pedagogical maintenance, self-development, needs of self-development, conditions of pedagogical maintenance.

2. Татьяна ХИЛЕНКО. Принципы формирования информационной компетентности младших школьников.
Статья посвящена формированию информационной компетентности младших школьников как условия их успешности в информационном обществе. Представлены этапы процесса формирования информационной компетентности младших школьников, описаны принципы организации этого процесса: субъектности, агрегации, последовательности и покомпонентности и их специфика. Доказывается, что оптимальное формирование информационной компетентности будет происходить при условии соблюдения всех этих принципов.
Ключевые слова: учащиеся начальной школы, этапы и принципы формирования информационной компетентности, информационная компетентность; информационная грамотность.
Tatyana Hilenko. Principles of forming of Information competence of younger school children.
This article is devoted to forming of information competence of younger school children as conditions of their success in information society. Stages of process of forming of information competence of younger school children are provided, the principles of the organization of this process are described: subjectivity, aggregation, consistency and component and their specifics. It is proved that optimum forming of information competence will happen on condition of respect for all these principles.
Key words: primary school children, stages and principles of forming of information competence, information competence; information literacy.

III. Семейное и социальное воспитание
1. Михаил ПЛОТКИН, Валентина БОЧАРОВА. Сущность социального воспитания как теоретического концепта педагогической науки и атрибута социально-педагогической практики.

В статье раскрывается процесс становления и развития социального воспитания как теоретического концепта педагогической науки и атрибута социально-педагогической практики. Дана общая характеристика и раскрыта сущность социального воспитания, его субъекты, методологическая база, особенности. Статья адресована специалистам — исследователям проблем социального воспитания, социальным педагогам, преподавателям и студентам вузов.
Ключевые слова: социальное воспитание, социально-педагогическая деятельность, образование, социальная среда, образовательно-воспитательная система, социум.
Mikhail Plotkin, Valentina Bocharova. Essence of social education as theoretical concept of pedagogical science and attribute of socio-pedagogical practice.
In this article process of formation and development of social education as theoretical concept of pedagogical science and attribute of socio-pedagogical practice reveals.The general characteristic is given and the essence of social education, its subjects, methodological base, features is disclosed. The article is addressed to specialists — researchers of problems of social education, social educators, teachers and students.
Key words: social education, social-pedagogical activity, education, social environment, educational-upbringing system, society.

2. Изабелла ДЕМЕНТЬЕВА. Развитие теории семейного воспитания.
Статья посвящена проблеме развития теории семейного воспитания. Раскрываются концептуальные положения влияния ведущих социальных, педагогических, психологических теорий на развитие семейного воспитания в современной России.
Ключевые слова: семейное воспитание; социально-педагогические, психологические теории в контексте семейного воспитания; воспитательные целедостижения современной семьи.
Isabella Dementieva. Development of the theory of family education.
This article is devoted to a problem of development of the theory of family education. Conceptual provisions of influence of hosts of social, pedagogical, psychological theories on development of family education in modern Russia reveal.
Key words: family education; social-pedagogical, psychological theories in the context of family education; educational goal-achievements of modern family.

3. Анна КОЧЕТОВА. Социально-педагогические аспекты адаптации молодого учителя в школе.
Статья посвящена проблеме адаптации молодых учителей, которая рассматривается в двух аспектах: адаптация к профессии и адаптация к педагогическому коллективу. В статье затронут целый ряд других актуальных проблем современной школы: является ли сообщество педагогов действительно коллективом, зачем и как можно сделать его коллективом на основе развития «Мы-концепции»? Как развивается культура школьной организации и какие виды школьной культуры (уклада школы) существуют? Что делать с профессиональной идентификацией учителя, которая сегодня становится пожизненной проблемой? Почему именно система отношений является главным компонентом любой малой группы и определяет возможности адаптации новых своих членов?
Ключевые слова: поколение Z, профессиональная адаптация, профессионально-педагогическая ориентация, педагогический коллектив, система отношений, «Мы-концепция» коллектива, культура школы, сетевое взаимодействие, профессиональное развитие, творческая личность.
Anna Kochetova. Socio-pedagogical aspects of adaptation of young teachers in the school.
The article is devoted to problem of adaptation of young teachers, which is considered in two aspects: adaptation to the profession and adaptation to pedagogical collective. The article raised a number of other topical issues of the modern school: is a community of educators do team why and how you can do it team through the development of «We-concept»? How is the culture of the school organization and what types of school culture (school lifestyle) exist? What to do with the professional identity of teachers, which today becomes a lifelong problem? Why is the system of relations is a Central component of any small group and determines the possibility of adapting their new members?
Key words: generation Z, professional adaptation, professional-pedagogical orientation, pedagogical staff, the system of relations, «We-concept» of the team, the school culture, networking, professional development, creative personality.

IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1. Марина АКСЕНОВА. Проектирование образовательной деятельности центра компетенций.

Рассматриваемые в данной статье вопросы посвящены обоснованию некоторых подходов к проектированию образовательной деятельности центров компетенций как инновационных ресурсов развития профессиональных компетенций специалистов социальной сферы, отвечающих современным, динамично изменяющимся требованиям производства и практики.
Ключевые слова: центры компетенций, проектирование, профессиональное образование, компетентность.
Marina Aksenova. Design of educational activity of the center of competences.
The questions considered in this article are devoted to justification of some design approaches of educational activity of the centers of competences as innovative resources of development of professional competences of the specialists of the social sphere meeting the modern, dynamically changing requirements of production and practice.
Key words: centers of competences, design, professional education, competence.

№ 4

I. СОЦИАЛЬНАЯ ПЕДАГОГИКА И СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА
1. Марина Мирошкина. Детское и молодёжное движение в России: история и перспективы.

В статье дан анализ истории и актуального состояния детского и молодёжного движения Советского Союза и России с середины 80-х годов прошлого века до настоящего времени. Представлен прогноз путей развития детского движения, составленный автором в 2002 году, и его реализации.
Ключевые слова: детское общественное объединение, детское движение, развитие, прогноз.
Marina Miroshkina. Children's and Youth Movement in Russia: History and Perspectives
The analyses of the history and an urgent condition of children's and youth movement of the Soviet Union and Russia from the mid#1980th to the present are given in article. The forecast of ways of development of the chil#dren's movement was compiled by the author in 2002 and its implementation is provided.
Keywords: children's public association, children's movement, development, forecast.

II. ТЕОРИЯ И МЕТОДОЛОГИЯ
1. Светлана Расчётина. Теоретико-методологические основы развития социально-педагогического профессионального образования.

В статье дан методологический научно выверенный анализ становления социально-педагогического образования в тесной взаимосвязи с развитием науки социальной педагогики. Предлагаемая публикация существенно расширит профессиональную осведомлённость учёных и практиков в сфере их деятельности, будет способствовать определённому осмыслению идей и способствовать их реализации в работе кафедр социальной педагогики вузов.
Ключевые слова: целостная научная картина, переходный этап категории социальной педагогики, изменяющаяся методология профессионального образования.
Svetlana Raschyotina. Theoretic-methodological bases of development of social-pedagogical professional education.
In the article the methodological scientifically verified analysis of formation of social-pedagogical education in close interrelation with development of science of social-pedagogics is given. This publication significantly will expand professional awareness of scientists and practitioners in the field of their activities, will contribute a certain comprehension of the ideas and to promote their implementation in work of departments of social-pedagogics of higher education institutions.
Keywords: holistic scientific picture, a transitional stage in development of categories of social pedagogics, the changing methodology of professional education.

2. Марлена Кульпединова. Реализация принципов воспитания в детском общественном объединении.
В статье раскрываются возможности, содержание, формы реализации принципов воспитания в деятельности детских общественных объединений. Особое внимание автор уделяет обоснованию спецификации решения воспитательных задач в этих объединениях, развитию самодеятельности, самоорганизации, социальной активности личности в детском общественном движении.
Ключевые слова: социальное воспитание, развитие личности, детское общественное объединение, гарантии прав ребёнка, личностный и общественный потенциал.
Marlena Kulpedinova. Realization of the principles of upbringing in a children's public Association.
In the article opportunities, contents, forms of implementation of the principles of education in activity of children's public associations are revealed. The author pays special attention to justification of the specification of the solution of educational tasks in these associations, to development of initiative performance, self-organization and social activity of the personality in children's social movement.
Keywords: social education, development of the personality, children's public association, guarantees of the rights of the child, personal and public potential.

III. СЕМЕЙНОЕ И СОЦИАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ
1. Элла Сокольникова, Александр Рацимор. Проектирование социально-педагогических технологий как фактор профилактики социальных болезней современной молодёжи.

В статье на теоретическом, нормативно-правовом и практическом уровне исследуется процесс проектирования социально-педагогических технологий, обеспечивающих эффективность профилактики социальных болезней в молодёжной среде. Обращено внимание на изучение понятий «социальная болезнь» и «детствосбережение»; рассмотрен опыт инновационных технологий и форм социальной работы в сфере жизнедеятельности детей и подростков (семья, дополнительное образование, учреждения физкультуры и спорта и др.), а также в области информационно-пропагандистской деятельности.
Ключевые слова: социально-педагогические технологии, социальная болезнь, детствосбережение, профилактика.
Ella Sokolnikova, Alexander Ratsimor. Design of social and pedagogical technologies as a factor of prevention of social diseases of modern youth.
The theoretical, normative and legal and practical level design process of the social and pedagogical technologies providing efficiency of prevention of social diseases among young people is investigated in the article. The attention is paid to studying of the concepts «social disease» and «detstvosberezheniye»; the experience of innovative technologies and forms of social work in the field of life activity of children and teenagers (a family, additional education, organizations of physical culture and sport, etc.), and also in the field of information and propaganda activity is considered.
Keywords: social and pedagogical technologies, social disease, detstvosberezheniye, prevention.

2. Владимир Рябцев, Вера Ряшина. «Школьные театральные сезоны» как социально-педагогическая практика.
В статье рассматривается опыт работы культурно-образовательного проекта «Школьные театральные сезоны» как современной формы социально-педагогической практики в контексте смысловых линий антропологии образования: личностного позиционирования, рефлексивного сознания, субъектности, культуросообразности образования, профессионального развития. Дано описание форм практики и проанализирован опыт реализации проекта с точки зрения развития сущностных способностей человека в образовании.
Ключевые слова: культурно-образовательный проект, школьный театр, антропология образования, профессиональное развитие, рефлексия, субъектная позиция, личностная позиция, событийное пространство.
Vladimir Ryabtsev, Vera Ryashina. «School theatrical seasons» as social-pedagogical practice.
In the article the experience of the organization of the cultural and educational project «School Theatrical Seasons» as to a modern form of social-pedagogical practice in the context of semantic lines of anthropology of education is considered: personal positioning, reflexive consciousness, subjectivity, cultural aspects of education, professional development. The description of forms of practice is given and experience of project implementation from the point of view of development of intrinsic capabilities of the person in education is analyzed.
Keywords: cultural-educational project, a school theater, education anthropology, professional development, reflection, subject position, personal position, event space.

3. Наталья Смирнова. Проблема развития опыта социального взаимодействия подростков и исследование путей её решения в системе дополнительного образования.
В статье рассматривается сфера дополнительного образования детей и подростков — её функции воспитания, «социального лифта», важнейшей составляющей образовательного пространства; характеризуются этапы решения личностно-значимых проблем подростков в процессе их взаимодействия.
Ключевые слова: дополнительное образование, образовательное пространство, целесообразность, социальное взаимодействие, воспитание.
Natalya Smirnova. The problem of development of experience of social interaction of teenagers and research of ways of its solving in the system of supple-mentary education.
The sphere of supplementary education of children and teenagers is provided in the article. Its function of education, «the social elevator», is considered by the most important component of educational space; stages of the solution of personal and significant problems of teenagers in the course of their interaction are characterized.
Keywords: supplementary education, educational space, advisability, social interaction, education.

4. Татьяна Луговая. Социально-ориентированный подход к организации взаимодействия обучающихся в малых группах.
Вниманию читателей предлагается решение проблемы формирования социальной компетентности обучающихся посредством реализации социально-ориентированного дифференцированного подхода к организации взаимодействия обучающихся в малых группах, учитывающего социальную вариативность индивидуального и группового субъектов обучения.
Ключевые слова: социальная компетентность, социально-ориентированный дифференцированный подход, комплексная диагностика готовности обучающихся к сотрудничеству, социально-педагогическая система параметров малой группы, критериально-уровневая характеристика группового процесса, дидактико-методическое обеспечение дифференцированного подхода.
Tatyana Lugovaya. Socially-oriented approach to the organization of interaction of students in small groups.
To attention of readers problem resolution of forming of social competence of students by means of implementation of the socially-oriented differentiated approach to the organization of the interaction of students in small groups considering social variability of individual and group subjects of training is proposed.
Key words: social competence, competence of cooperation, the socially-oriented differentiated approach, complex diagnostics of readiness of students for cooperation, social and pedagogical system of parameters of small group, the criteria and-level characteristic of group process, didactic-methodical ensuring the differentiated approach.

IV. ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ
1. Светлана Сенатор, Алексей Попович. Педагогическое воздействие на социально значимую деятельность студенческой молодёжи.

В статье социально значимая деятельность студенческой молодёжи рассматривается как один из существенных компонентов педагогического процесса, а педагогическое воздействие как фактор успешной её организации. Исследуются уровни её организации, задачи и основные направления, педагогические условия, формы и методы. Отражен современный опыт применения отдельных педагогических технологий социально значимой деятельности, внедряемый в учебно-воспитательный процесс российских вузов.
Ключевые слова: социально значимая деятельность, педагогическая поддержка, студенты, педагогические технологии.
Svetlana Senator, Alexey Popovic. Pedagogical impact on socially important activity of student's youth.
Socially important activity of student's youth as one of essential components of pedagogical process, and pedagogical influence as a factor of its successful organization is considered in this article. Levels of its organization, a task and the main directions, pedagogical conditions, forms and methods are investigated. The modern experience of use of separate pedagogical technologies of socially important activity implemented in teaching and educational process of the Russian higher education institutions is reflected.
Keywords: socially important activity, pedagogical support, students, pedagogical technologies.

2. Николай Кузьминов, Анна Кузьминова. Социально-педагогическая подготовка и дальнейшая востребованность специалистов.
В статье раскрывается социально-педагогическая профессиональная подготовка специалистов и особенности их дальнейшей востребованности. История изучения вопроса имеет ряд этапов, которые описаны в работе. Компетентностный подход, образовательная среда вуза выступают важными условиями подготовки специалиста, которые влияют на востребованность специалистов в области образования.
Ключевые слова: социальная педагогика, востребованность, компетентностный подход, компетенции, история педагогики, дидаскалогия, парадигма, образовательная среда, профессиональная подготовка.
Nikolay Kuzminov, Anna Kuzminova. Socio-pedagogical training and further demand of specialists.
In the article social and pedagogical professional training of specialists and feature of their further demand is revealed. The history of studying this question has a number of stages which are described in the article. Competence-based approach, the educational environment of higher education institution acts as important conditions of training of specialists which influence their demand in the field of education.
Keywords: social pedagogics, demand, competence-based approach, competences, pedagogics history, didaskalogiya, paradigm, educational environment, professional training.