Архив публикаций - 2016 год

№ 1

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Михаил Плоткин. Социальная стратификация в современном обществе — угроза безопасности детей и молодёжи. Как преодолеть её последствия.

Статья, которую мы предлагаем читателям, поднимает самую острую социально-экономическую и социально-педагогическую проблему современной России — расслоения общества на богатых и бедных. Наша страна 80 лет не знала понятия «стратификация, да её и не было в таком обострённом виде, как сейчас. Новые вызовы развития общества обращены не только к руководству страны, которое в условиях глобального кризиса стремится не сокращать социальные программы, смягчая общественные противоречия. Новые воспитательные задачи предстоит решать и школе, и социальным педагогам, и преподавателям высшей школы — всем работникам гуманистической социальной сферы. И, конечно, — политикам. Но поскольку явление стратификации появилось в нашей жизни, оно требует объективного научного социально-педагогического осмысления. Что и делает автор статьи.
Ключевые слова: социальная стратификация, угрозы безопасности детей и молодёжи, нивелирование последствий расслоения общества, равенство в достоинстве, адаптивная школа.
Michael Plotkin. Social stratification in modern society — a threat to the safety of children and young people. How to overcome its consequences.
The article, which we offer to readers, raises the most acute socioeconomic and socio-pedagogical problem of modern Russia — the stratification of society into rich and poor. Our country 80 years did not know the concept of «stratification, Yes it was not in such acute form as it is now. New challenges of the society development not only addresses the country's leadership, which in the conditions of global crisis seeks to reduce social programs, alleviating social contradictions. New educational tasks have to solve the school and social teachers, high school teachers — all employees humanistic social spheres. And, of course, politicians. And because the phenomenon of stratification appeared in our life, it requires objective scientific socially-pedagogical reflection. What makes the author of the article.
Key words: social stratification threats to the safety of children and young people, the leveling effects of social stratification, equality in dignity, an adaptive school.

2. Татьяна Борисова, Елена Зорина. Формирование трудового потенциала молодёжи — одно из условий экономического развития страны
В статье рассматривается проблема трудоустройства молодёжи в современных социально-экономических условиях. Межведомственный подход в условиях реализации профессионального образования представлен как один из способов формирования трудового потенциала молодёжи и как сущностный аспект государственной социальной политики в регионе.
Ключевые слова: межведомственный подход, трудоустройство молодёжи, трудовой потенциал, карьерный рост, социальное партнёрство, кластерный подход, «поствыпускное» сопровождение.
Tatiana Borisova, Elena Zorina. The formation of labour potential of young people is one of the conditions of economic development of the country
In the article the problem of employment of youth in modern socio-economic conditions. An inter-Ministerial approach in the conditions of realization of professional education is presented as one of ways of formation of labour potential of the youth and as an essential aspect of state social policy.
Key words: agency approach, youth employment, labour potential, career coaching, social partnership, cluster approach, «aftergraduate» support.

II. Социокультурная модернизация образования: потребность общества, заказ государства
1. Елена Евладова, Марина Мирошкина. Самоорганизация детей и подростков в контексте социокультурной модернизации образования.

В статье рассматривается актуальность исследования сущности и содержания самоорганизации в условиях реализации Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 г. Представлены характеристики самоорганизующихся процессов в учреждениях образования и общественные формы самоорганизации детей. Актуальность этой проблемы выходит далеко за рамки школы, касаясь будущего общественного устройства нашей страны. У нас до сих пор нет устойчивого, деятельного, инициативного гражданского общества, оно только складывается в Российской Федерации. Но если из школы будут выходить поколения молодых людей, способных к самоорганизации, то многие проблемы экономики, культуры, нравственности, создания гражданского общества в стране, будут решены. Как и проблемы модернизации образования, потому что самоорганизующееся школьное сообщество расширяет образовательное пространство, выводя школьную молодёжь в социум, создавая условия для её культурно-деятельностной самореализации и эффективной социализации.
Ключевые слова: самоорганизация, типология самоорганизации в образовательных организациях, условия развития самоорганизации в образовательных организациях, формы общественной самоорганизации детей.
Elena Evladova, Marina Miroshkina. Self-organization of children and adolescents in the context of sociocultural modernization of education.
In the article the urgency of research of essence and content of self-organization in the conditions of realization of Strategy of development of education in the Russian Federation for the period up to 2025 Presents the characteristics of self-organizing processes in educational institutions and public forms of self-organization of children. The urgency of this problem goes far beyond schools, touching the future social structure of our country. We still don't have stable, active, proactive civil society, it is only in the Russian Federation. But if one school will come out of a generation of young people capable of self-organization, many of the problems of economy, culture, morality, and civil society building in the country will be resolved. As the problems of modernization of education, because the self-organizing school community enhances the educational environment by bringing students into the society, creating conditions for cultural and activity realization and effective socialization.
Key words: self-organization, the typology of self-organization in the educational institutions, the self-organization development in educational organizations, forms of social self-organization of children.

2. Ринат Рахматулин. Детские технопарки - веление времени.
В статье рассматриваются вопросы создания и функционирования детских технопарков, как одного из перспективных направлений ранней профориентации подрастающих поколений в высокотехнологичных сферах деятельности, а также роль и значение законодательной институционализации гражданских инициатив в реализации инновационных проектов.
Ключевые слова: детский технопарк, деятельностный подход образовательного процесса, функциональность общественной активности.
Rinat Rakhmatulin. Children's parks - the imperative of our time
In the Article the Questions of creation and functioning of children's technology Parks as one of the promising areas of the early career of the younger Generations in hightech fields, as well as the role and importance of legislative institutionalization of civil Initiatives in the implementation of innovative projects.
Key words: children's technology Park, an active approach of the educational Process, the functionality of social Activity.

III. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи
1. Валентина Басова, Жанна Захарова. Профилактика девиантного родительства у воспитанников учреждений государственного попечения

В статье анализируются причины девиантного родительства, раскрываются возможные пути и средства его профилактики у воспитанников учреждений государственного попечения, которым в ближайшем будущем тоже предстоит стать родителями.
Ключевые слова: девиантное родительство, профилактика девиантного родительства, учреждения государственного попечения.
Valentina Basova, Zhanna Zakharova. Prevention of the deviant parenthood at pupils of establishments of the state care
The article analyzes the causes of deviant parenting, describes possible ways and means of prevention among the pupils of the institutions of public care, which in the near future too will become parents.
Key words: deviant parenting, prevention of deviant parenting, public care instions

2. Лариса Сикорская. Причины деформаций процесса социализации молодёжи
В статье рассматривается кризис институтов социализации молодёжи и социокультурные проблемы молодого поколения. Экспериментальные и собственные данные автора свидетельствуют об особой роли изучения социализации современной молодёжи как процесса становления и развития личности, как гуманистической практики социальной деятельности. Автор исследует также причины деформаций в социализации молодёжи: социальное расслоение, безработицу, бедность, ресурсную слабость части молодых людей. Всё это представляет собой угрозу социальной безопасности молодёжи.
Ключевые слова: социализация молодёжи, кризис социальных институтов, слаборесурсная молодёжь, высокоресурсная молодёжь.
Larysa Sikorska. Causes of deformations of process of socialization of youth
The article discusses the crisis of the institutions of socialization of youth and social-cultural problems of the young generation. Experimental and original data indicate the special role of the study of socialization of modern youth as a process of formation and development of personality as a humanistic social work practice. The author explores the reasons of deformations of process of socialization of young people difficult age: social stratification, unemployment, poverty, resource weakness part of young people. All this constitutes a threat to social security of young people.
Key words: socialization of youth, the crisis of social institutions, laboratorna young people, wealthy young people.

3. Любовь Штылёва. Гендерная социализация молодого поколения в переходном обществе. Трансформация социально-педагогических идеалов на примере России 1917–1930-х гг.
Цель статьи — на примере недавнего прошлого нашей страны показать влияние смены типов культуры на теоретико-педагогические основы и социально-педагогические идеалы гендерной социализации нового поколения (в условиях экстремального перехода России от традиционного типа культуры к индустриальному в период 1917–1930"х гг.). Автор вскрывает взаимосвязь между изменениями социокультурного контекста жизни российского общества с изменениями целей, социально-педагогических идеалов и моделей гендерной социализации молодого поколения. Подчёркиваются ключевые ценности, обусловливающие изменение социально-педагогических идеалов социализации подрастающего поколения в современном обществе.
Ключевые слова: гендерная социализация, социально-педагогические идеалы и цели гендерной социализации, теоретико-педагогические основы, переходное общество.
Lubov Shtylеva. Gender socialization of young generation in the transitional society. The transformation of the socio-pedagogical ideals on the example of Russia 1917–1930-ies.
The article on the example of the recent past of our country to show the impact of changing types of culture on the theoretical and pedagogical foundations and socio-pedagogical ideals of gender socialization of the new generation (in the extreme conditions of Russia's transition from a traditional to an industrial culture in the period 1917-1930-ies). The author reveals the relationship between changes in socio-cultural context of Russian society with changes in the goals, socio-pedagogical ideals and patterns of gender socialization of the younger generation. Highlights key values that contribute to the change in the socio-pedagogical ideals of youth socialization in modern society.
Key words: gender socialization, social and pedagogical ideals and purposes of gender socialization, teoretiko-pedagogical bases, transitional society.

IV. Профессиональное социально-педагогическое образование
1. Марина Шакурова. Среда как объект изучения и средство профессиональной подготовки будущих социальных педагогов. Опыт работы кафедры общей и социальной педагогики

В статье рассматривается опыт профессионального образования будущих социальных педагогов, в центре которого — среда как объект изучения и средство профессионального образования. Показано значение концептуализации образовательного процесса. Описаны примеры включения студентов в разработку и реализацию программы межведомственного взаимодействия и обучающего семинара для социальных педагогов.
Ключевые слова: профессиональное образование социальных педагогов, опыт, среда, программа деятельности, обучающий проект.
Marina Shakurova. The environment as an object of study and tool training future social workers. The experience of the Department of General and social pedagogy
In article experience of vocational training of the future social teachers is considered, in which environment — as object of studying and vocational training means. Value of the concept in the organization of educational process is shown. Examples of inclusion of students in working out and realization of the program of interdepartmental interaction and training seminar for social teachers are described.
Key words: vocational training of social teachers, experience, environment, activity program, training project.

Социальному педагогу и политику
1. Сергей Хижняков. «Осуществление воспитательной идеи в течение многих столетий». Воспитание — корень всему злу и добру

В предыдущих выпусках журнала за 2015 год (№№ 5 и 6) мы начали публикацию проекта, посвящённого высказываниям великих людей, мыслителей и педагогов о проблемах семьи, воспитания, отношения детей и взрослых в семье, в школе, в социуме. Это — мудрое, бесценное наследие, значимость которого не утратила свою высокую ценность и в наши дни. Продолжаем публикацию проекта.
Ключевые слова: раннее и позднее воспитание, развитие ума и воли, организация самовоспитания, серьёзный взгляд на жизнь.
Sergey Hizhnyakov. «Implementation of educational idea within many centuries». Education — the root of all evil and good
In previous issues of the journal for 2015 (№№ 5 and 6) we have begun publishing project, devoted to the sayings of great men, thinkers and teachers about issues of family, education, relationships, children and adults in the family, at school, in society. It is wise, priceless heritage, the significance of which has not lost its high value in our days. We continue publishing of the project.
Key words: early and later education, development of mind and will, organization of upbringing and serious Outlook on life.

№ 2

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Марина Гурьянова. Территориальные сообщества — социально-педагогический феномен единства цели человека и власти

В жизни нашей страны есть проблемы, в решении которых задачи государственной социальной политики целиком совпадают с задачами социальной педагогики. Одна из таких проблем — повышение социальной активности населения, развитие общественного самоуправления и деловых контактов общества и власти. На это направлена деятельность Общественной палаты Российской Федерации, Общероссийского народного фронта и других общественных организаций. Среди них — многочисленные, действующие во многих регионах страны территориальные сообщества и территориальное общественное самоуправление. В предлагаемой читателям статье рассматривается роль территориальных сообществ, действующих по месту жительства, инициирующих социальную активность наших сограждан. Эти общественные объединения стали социально-педагогическим феноменом единства общества и местных органов государственной власти. Автор статьи раскрывает опыт работы территориальных со& обществ с детьми и их семьями по месту жительства.
Ключевые слова: городские и сельские территориальные сообщества, их социально-педагогический потенциал, местная власть и общественное самоуправление: единство целей человека и власти.
Marina Guryanovа. Territorial communities — socio-pedagogical phenomenon of the unity of purpose and power
In our country there are problems in which the objectives of government social policy entirely coincide with the tasks of social pedagogy. One such challenge is the increasing social activism, the development of the public authorities and business contacts of the society and the authorities. This is the aim of the activities of the Public chamber of the Russian Federation, all-Russia people's front, a recently established Society of Russian literature and other public organizations. Among them — numerous, existing in many regions of the country territorial communities and territorial public self-government. To offer readers the article considers the role of territorial communities that operate in the community, initiating social activity of our fellow citizens. These public associations have become social and pedagogical phenomenon social cohesion and local public authorities. The author also explains the experience of territorial communities with children and their families by place of residence.
Key words: urban and rural territorial communities, their social and pedagogical potential, the local government and self-government: unity of purpose.

2. Изабелла Дементьева. Родительство — актуальная проблема современной российской семьи. Социальные факторы снижения рождаемости.
В государственной социальной политике забота о благополучии семьи — один из важнейших аспектов. Здоровая семья — это здоровое трудовое общество, гармоничный социум, счастливые дети. Государственная семейная политика будет эффективна только при условии глубокого знания проблем семьи политиками, работниками социальных служб, всеми причастными к этой проблеме структурами. Этому знанию поможет публикуемая статья. Её автор всесторонне анализирует негативные социальные факторы, снижающие демографические показатели развития нашей страны, ценность родительства в семейных отношениях мужчин и женщин, особенно молодых, находящихся в оптимально репродуктивном возрасте.
Ключевые слова: семья; ценность родительства; негативные социальные факторы, влияющие на семью; снижение рождаемости.
Isabella Dementieva. Parenthood is a topical problem of modern Russian family. Social factors of fertility decline
In state social policy caring about the well-being of the family is one of the most important aspects. A healthy family is a healthy industrial society, harmonious society, happy children. State family policy will be effective only if in-depth knowledge of family politicians, social workers, all involved in the problem structures. This knowledge will help the published article. The author comprehensively analyzes the negative social factors that reduce demographic indicators of the development of our country, the value of parent& hood in family relations men and women, particularly young women, are in optimum reproductive age.
Key words: family; value of parenthood; negative social factors affecting the family; declining birth rate.

II. Инвалиды и российское общество: социокультурная реабилитация и интеграция
1. Александр Якупов. Реабилитация людей с физическими ограничениями: проблемы и пути решения

В современной государственной социальной политике России одно из важных направлений — оптимизация социально активной деятельности такой неуклонно возрастающей категории граждан, как инвалиды, страдающие различными хроническими недугами и физическими ограничениями. Приоритетную роль в этой сфере государственной социальной политики играет социально-образовательная практика, призванная создавать условия для полноценной реабилитации людей с физическими ограничениями, их интеграции в общественную жизнь, где им обеспечена безбарьерная среда деятельности. В связи с этой жизненной ситуацией мы открываем в журнале новую рубрику, цель которой — раскрыть опыт социально-педагогической и психологической по& мощи людям с физическими ограничениями знакомить с новыми эффективными технологиями, помогающими оптимальной интеграции этих людей в социум, в трудовую деятельность. Первая статья, которую публикуем в этой рубрике — о реабилитации людей с физическими ограничениями средствами искусства.
Ключевые слова: люди с физическими ограничениями, социально-педагогическая и психологическая помощь, реабилитация средствами искусства, социальная независимость.
Alexander Yakupov. Rehabilitation of people with disabilities: problems and Solutions.
In a modern state social policy of Russia one of the important areas — optimization social activities of this ever-increasing category of citizens, as persons with disabilities, suffering from various chronic illnesses and physical limitations. A priority role in this area of state social policy is the socio-educational practices, designed to create the conditions for comprehensive rehabilitation of people with disabilities, their integration into public life where they enjoy a barrier-free environment activities. In this life we are opening in a new magazine column that aims to reveal the experience of socio-pedagogical and psychological assistance to people with physical limitations to introduce new effective technologies to help optimal integration of these people into society, into the labour market. The first article published in this column — about the rehabilitation of people with disabilities by means of art.
Key words: people with physical limitations, socio-pedagogical and psychological assistance, rehabilitation through art, social independence.

III. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи
1. Ринат Рахматулин. Модульные обучающие программы как ресурс формирования стратегий безопасного поведения детей.

В статье рассматриваются социально-педагогические возможности использования модульных обучающих программ как ресурса формирования стратегий безопасного поведения детей.
Ключевые слова: модульная обучающая программа, постановочный и процессуальный компоненты модульной программы, безопасное поведение в ситуациях потенциальных рисков и угроз.
Rinat Rachmatulin. Modular training programs as a resource of formation of strategies of safe behavior of children
In the article the socially-pedagogical possibilities of using modular training programs as a resource of formation of strategies of safe behavior of children.
Key words: modular training program, staged and procedural components of the modular program, safe behavior in situations of potential risks and threats.

2. Ирина Бобылева. Образ идеальных родителей у детей-сирот: путь к нему.
Статья посвящена формированию и реализации материнства у выпускниц разных форм попечения — организаций для детей-сирот, замещающих семей. Рассматриваются особенности семейных представлений, жизненные обстоятельства, факторы риска девиантного материнства у сирот. Раскрываются вопросы организации социально-педагогической поддержки молодых матерей на основе индивидуального сопровождения.
Ключевые слова: материнство, семейные представления, выпускницы-сироты, социально-педагогическая поддержка, индивидуальное сопровождение.
Irina Bobyleva. The image of the ideal parents for children-orphans: the path to it.
The article is devoted to the formation and implementation of maternity graduates of different forms of care, organizations for children-orphans, foster families. Discusses the features of family views, life circumstances, risk factors of deviant motherhood among orphans. Discusses the questions of organization of socio-pedagogical support for young mothers on the basis of individual support.
Key words: motherhood, family performances, graduates-orphans, socio-pedagogical support, individual support.

3. Роза Андрианова, Оксана Яшнова. Химкинский социально-реабилитационный Центр — семье и детям: предупреждение опасной ситуации.
В статье обобщён опыт социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних, выявлены условия и эффективные технологии поддержки детей группы социального риска и их семей.
Ключевые слова: трудная жизненная ситуация, социально опасное положение, социально-педагогическое сопровождение, профилактика девиантного поведения, социально-педагогическая реабилитация.
Rose Andrianova, Oksana Asnova. Khimki social rehabilitation Center for families and children: warning of a dangerous situation
The article summarizes the experience of the social rehabilitation center for minors, the conditions and effective technologies to support children at social risk and their families.
Key words: difficult life situation, — social position, socio-pedagogical support, prevention of deviant behavior, socio-pedagogical rehabilitation.

4. Татьяна Колеватова. Место жительства — территория семейных социальных инициатив.
В статье представлен опыт работы муниципальных территориальных сообществ, круг деятельности общественных активистов.
Ключевые слова: территориальные сообщества, общественные советы микрорайонов, социальные инициативы, гармонизация социума.
Tatiana Kolevatova. Place of residence is the territory of family social initiatives
The article presents the experience of work of municipal territorial communities, the range of activities of social activists.
Key words: territorial community, community of neighborhood councils, social initiatives, harmonization of the society.

IV. Профессиональное социально-педагогическое образование
1. Галина Бородаева, Инна Руднева. Современные технологии профессиональной подготовки социальных педагогов и ограничения в этом процессе.

В статье рассматриваются актуальные вопросы теории и практики социально-педагогического образования, приводятся статистические данные. Представлены личностно-профессиональные особенности социального педагога, специалистов смежных профессий. Авторы анализируют также опыт профессиональной подготовки по профилю «Психология и социальная педагогика»: педагогические принципы, цели, содержание, технологии.
Ключевые слова: социально-педагогическое образование, образовательные стандарты, практико-ориентированное обучение, специалисты смежных профессий.
Galina Borodaeva, Inna Rudneva. Modern technologies of professional preparation of social-pedagogues and limitations in this process
The article deals with topical issues of the theory and practice of socio-pedagogical education, statistics. Presents personal and professional features of the social teacher, other allied health professionals. The authors analyze the experience of vocational training on a profile «Psychology and social pedagogy»: teaching the principles, objectives, content, technology.
Key words: socio-pedagogical education, educational standards, practice-based learning, specialists of related professions.

Социальному педагогу и политику
Сергей Хижняков. «Осуществление воспитательной идеи в течение многих столетий». Духовное наследие русских мыслителей.

В предыдущих выпусках журнала (№№ 5 и 6 за 2015 год и № 1 за 2016 год) опубликован проект, посвящённый высказываниям великих людей, мыслителей и педагогов о проблемах семьи, воспитания, отношения детей и взрослых в семье, в школе, в социуме. Это — мудрое, бесценное наследие, значимость которого не утратила свою высокую ценность и в наши дни. Продолжаем публикацию проекта.
Ключевые слова: раннее и позднее воспитание, развитие ума и воли, организация самовоспитания, серьёзный взгляд на жизнь.
Sergey Hizhnyakov. «Implementation of educational idea within many centuries». Spiritual heritage of Russian thinkers
In previous issues of the journal (No. 5 and No. 6 for 2015 and 1 for 2016), we started a publishing project devoted to the sayings of great men, thinkers and teachers about issues of family, education, relationships, children and adults in the family, at school, in society. It is wise and priceless heritage, the significance of which has not lost its high value in our days. We continue publishing of the project.
Key words: early and later education, development of mind and will, organization of upbringing and serious Outlook on life.

№ 3

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Ольга Гукаленко. Формирование российской идентичности и гармонизация межнациональных отношений в социокультурном пространстве России.

В статье обсуждаются актуальные вопросы, касающиеся формированию российской идентичности, а также пути и отдельные направления установления межнационального согласия и мира средствами образования. Раскрываются аспекты поликультурного образования и образовательного пространства в контексте гармонизации межнациональных отношений. Представлены предложения по взаимодействию органов власти и институтов гражданского общества на пути формирования российской идентичности, межнационального мира и согласия.
Ключевые слова: социокультурная ситуация, гармонизация межнациональных отношений, поликультурное образование.
Olga Gukalenko. The formation of the Russian identity and the harmonization of interethnic relations in the sociocultural space of Russia
The article discusses current issues concerning the formation of the Russian identity, and the ways and specific areas of establishing interethnic harmony and peace through education. Reveals aspects of multicultural education and educational space in the context of harmonization of interethnic relations. Proposals for interaction between the authorities and civil society institutions in the formation of the Russian identity of interethnic peace and accord.
Key words: socio-cultural situation, harmonising interethnic relations, intercultural education.

2. Марина Аксенова. Аспекты развития социально-педагогических компетенций, повышающих эффективность труда инженеров.
На недавнем заседании экономического совета Президент РФ Владимир Путин поставил перед Правительством и специалистами задачу — в короткий срок совершить технологический прорыв в производственно-экономической сфере страны, многократно улучшить профессиональную подготовку инженерного корпуса в системе профессионального инженерного образования. А это значит — готовить не только узкотехнических специалистов, но и руководителей производства, обладающих разнообразными социально-педагогическими компетенциями, умеющих выйти в широкое жизненное пространство — в социум, а на рабочем месте консолидировать коллектив, мотивировать людей, вдохновлять их на повышение качества и производительности труда во всех сферах промышленности. Только так страна сможет осуществить технологический прорыв. В статье, которую мы публикуем, автор раскрывает «веер» социально-педагогических компетенций, необходимых техническим специалистам для успешной трудовой деятельности. В этом аспекте государственной социальной политике активную поддержку окажет социальная педагогика.
Ключевые слова: социальные компетенции, структура социальных компетенций инженера, деятельностный подход к формированию социальных компетенций.
Marina Aksenova. Aspects of the development of socio-pedagogical competences, productivity of engineers
At a recent meeting of the economic Council, Russian President Vladimir Putin has instructed the Government and specialists of the task — in the short term to make a technological breakthrough in the production and economic sphere of the country, greatly improve the professional preparation of the engineering corps in the system of professional engineering education. And it means — to prepare not only special technical specialists and production managers with diverse socio-pedagogical competences, able to go out into the wide living space, in society and in the workplace to consolidate the team, to motivate people, to inspire them to improve quality and productivity in all areas of industry. The only way the country can make a technological breakthrough. The article which we publish, the author reveals the «fan» socio-pedagogical competences, technical professionals for successful employment. In this aspect of the state social policy of active support from social pedagogy.
Key words: social competence, social structure engineer competencies, active approach to the formation of social competence.

II. Инвалиды и российское общество: социокультурная реабилитация и интеграция
1. Наталья Морова, Ольга Заболотских. Повышение родительской компетентности в социальном воспитании детей с отклонениями в развитии.

Образование и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности, лечение и оздоровление, воспитание и обучение, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию. В этом огромная роль родителей, которые должны обладать определёнными компетенциями. Об этом — предлагаемая статья.
Ключевые слова: воспитание и обучение детей с физическими ограничениями, компетенции родителей, план обучения детей-инвалидов.
Natalia Morova, Olga Zabolotskikh. The increase of parental competence in the social education of children with developmental disabilities
Education of children with disabilities and children with disabilities envisages the creation of a special correctional-developing environment that provides adequate conditions and equal with the normal children, treatment and rehabilitation, bodied ion and education, correction of developmental disorders and social adaptation. The huge role of parents, who must possess certain competencies. About it in the paper.
Key words: upbringing and education of children with physical restrictions, the competence of parents, the curriculum for children with disabilities.

III. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи
1. Марина Гурьянова, Татьяна Сеппянен. Социально-педагогическая профилактика девиантного родительства в сельском социуме.

Статья посвящена исследованию такого негативного, быстро прогрессирующего в сельском социуме явления обновляющейся России, как девиантное родительство, ведущее к неблагополучию детей. В статье показано, что только консолидированные и скоординированные усилия власти, учреждений социальной сферы, социальных педагогов и общественности на уровне муниципалитета, направленные на построение и реализацию модели социально-педагогической профилактики девиантного родительства, могут минимизировать, а в отдельных случаях — успешно решать эту злободневную проблему современности.
Ключевые слова: сельский социум, девиантное родительство, неблагополучие детей, социально-педагогическая профилактика, муниципальный район, социальный педагог, территориальная зона ответственности.
Marina Guryanova, Tatiana Seppanen. Social-pedagogical prevention of deviant parenting in the rural society
The article is devoted to the study of such negative rapidly progressive in the rural society of the phenomenon of renewing Russia as deviant parenting, leading to trouble kids. The article shows that only consolidated and coordinated efforts of government, social institutions, social pedagogues and the public at the municipal level aimed at the development and implementation of a model of socio-pedagogical prevention of deviant parenting, can minimize, and in some cases, to successfully tackle this topical issue of our time.
Key words: rural community, deviant parenting, disadvantage children, social-pedagogical prevention, municipal district, social worker, territorial area of responsibility.

2. Зулейха Магомедова. Влияние национальных традиций на семью и душевное благополучие детей
Каждый народ имеет в своём социально-педагогическом арсенале множество способов семейного воспитания, создающих атмосферу дружественных отношений детей и взрослых. В такой атмосфере дети растут и развиваются по законам добра, справедливости, психологической безопасности. Традиции и обычаи как регуляторы жизни народа самым активным образом влияют на жизнь семьи. Этнопедагогическая культура разных народов изначально питается традициями и обычаями и в основе своей опирается на тысячелетний опыт организации и развития семьи. В статье раскрываются традиции только двух народов, помогающие семье растить нравственных, трудолюбивых детей.
Ключевые слова: семья, обычай, традиция, народная педагогика, семейное воспитание, социально-психологическая безопасность детей.
Zuleikha Magomedova. The influence of national traditions on family and emotional wellbeing of children.
Every nation has its socio-pedagogical lots of ways of family education, creating an atmosphere of friendly relations of children and adults. In such an atmosphere children grow and develop according to the laws of goodness, justice, psychological safety. Traditions and customs, as regulators of life of the people, the most active influence on family life. Ethnopedagogical culture of different peoples initially feeds on traditions and customs, and basically relies on the millennial experience of the organization and development of the family. The article describes the tradition of only two Nations, helping the family to raise moral, hard-working children.
Key words: family, custom, tradition, folk pedagogy, family education, socio-psychological safety of the children.

3. Светлана Кузьмина. Село Булдак и деревня Дмитриевка хотят содержательно жить. Ответы сельского социального педагога на анкету и комментарии к ним.
В конце января этого года Учёный Совет Института изучения детства, семьи и воспитания РАО утвердил научный проект «Развитие и реализация социально-педагогического потенциала территориальных сообществ» (2016–2017 гг.). В процессе реализации проекта руководителям экспериментальных площадок была предложена анкета — с вопросами о состоянии социокультурной деятельности с детьми и семьями в территориальном сообществе и о жизни сельчан. Ответы сельского социального педагога, составившие основу этой публикации, носят в некотором смысле знаковый характер: по всем социально-экономическим параметрам село Булдак и деревня Дмитриевка были обречены на стагнацию, а то и на умирание. Но с помощью общественности, социальных педагогов и местной власти сёла не согласились с такой судьбой — они хотят и будут содержательно жить! Прочтите эти бесхитростные ответы сельского социального педагога и порадуйтесь социально-культурному феномену этих зауральских поселений.
Ключевые слова: нормативно-правовая база муниципального уровня, социальная активность населения, молодёжные проекты, органы общественного самоуправления.
Svetlana Kuzmina. Boldak village and the village Dmitrievka want a meaningful live. Responses of rural social pedagogue to the questionnaire and comments to them.
At the end of January this year, the scientific Council of the Institute for the study of childhood, family and upbringing RAO approved research project «Development and realization of socio-pedagogical potential of territorial communities» (2016–2017). In the course of the project leaders of the pilot sites were offered a questionnaire with questions about the status of socio-cultural activities with children and families in the territorial community and about the life of the villagers. Responses of rural social educator, which formed the basis of this publication, are in a sense a symbolic character: in all socio-economic parameters Boldak village and the village Dmitrievka were doomed to stagnation, and even dying. But with the help of the public, social workers and local authorities of the village did not accept this fate — it wants to be meaningful and to live! Read these simpleminded responses of rural social educator and rejoice socio-cultural phenomenon of the TRANS-Ural village.
Key words: legal framework at the municipal level, social activity of the population, youth projects, local authorities.

4. Любовь Штылёва. Мифы и реалии перехода к раздельному обучению детей: социально-педагогические уроки периода 1943–1954 гг.
Статья посвящена анализу социально-педагогических основ и результатов перехода советской школы в 1943–1954 гг. к раздельному обучению мальчиков и девочек. На основе исследования нормативных документов, учебных планов и программ тех лет обосновывается вывод о том, что раздельное обучение мальчиков и девочек без изменения целей, содержания, социально-педагогических идеалов полоролевой социализации не решают задачи учёта половых различий школьников в образовании.
Ключевые слова: образование, половые и гендерные различия в школьном образовании, раздельное и совместное обучение, комфортность обучения.
Lubov Shtyleva. Myths and realities of transition to separate training: social and pedagogical lessons of the period of 1943–1954.
Article is devoted to the analysis of experience of transition of the Soviet school in 1943–1954 to separate training of boys and girls. On the basis of the analysis of normative documents, curricula and programs of comprehensive schools a conclusion is proved that separate training of boys and girls without change of the purposes, contents, social and pedagogical ideals of polorolevy socialization, etc. doesn't solve a problem of the accounting of sexual distinctions of school students in education.
Key words: education, sexual and gender distinctions in school education, separate and coeducation, the comfort of learning

IV. Профессиональное социально-педагогическое образование
1. Елана Куканова. Нравственно-трудовые установки работников социальной сферы и студентов.

В статье представлено сравнительное изучение трудовых ценностей представителей различных профессиональных групп социальной сферы и студенчества. Выявленные доминирующие трудовые установки показывают, ради чего человек готов работать, от чего будет зависеть качество его труда.
Ключевые слова: трудовые установки, профессиональные группы социальной сферы, студенчество, качество труда.
Elana Kukanova. Moral of the employment setting of social workers and students
The article presents a comparative study of work values of representatives of various professional groups in social sphere and students. The identified dominant labor installation show, for what a person willing to work, which will depend on the quality of his work.
Key words: labor installation, professional groups in social sphere, the students, the quality of work.

Социальному педагогу-практику и политику
Сергей Хижняков. «Осуществление воспитательной идеи в течение многих столетий». Русские мыслители о психологической безопасности детей.

В предыдущих выпусках журнала мы начали публикацию проекта, посвящённого высказываниям великих людей, мыслителей и педагогов о проблемах семьи, воспитания, отношения детей и взрослых в семье, в школе, в социуме. Это мудрое, бесценное наследие, значимость которого не утратила свою высокую ценность и в наши дни. Продолжаем публикацию проекта.
Ключевые слова: раннее и позднее воспитание, развитие ума и воли, организация самовоспитания, серьёзный взгляд на жизнь.
Sergey Hizhnyakov. «Implementation of educational idea within many centuries». Russian thinkers of the psychological safety of children.
In the previous issue we began publishing project dedicated to the sayings of great men, thinkers and teachers about issues of family, education, relationships, children and adults in the family, at school, in society. It is wise, priceless heritage, the significance of which has not lost its high value in our days. We continue publishing of the project.
Key words: early and later education, development of mind and will, organization of upbringing and serious Outlook on life.

№ 4

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Сергей Яковлев. Ценностный потенциал воспитывающей социокультурной среды.

В статье обосновывается ценностный потенциал воспитывающей социокультурной среды, его влияние на развивающуюся личность. Данный принцип положен в основу теоретической модели возрастного развития системы ценностей личности. Раскрываются технологические подходы к организации воспитания, основанные на принципе максимального ценностного потенциала воспитывающей социокультурной среды.
Ключевые слова: воспитание, система ценностей, ценностный потенциал культуры, социокультурная среда.
Sergey Yakovlev. Value potential, raising social and cultural environment.
The article explains the value potential, raising social and cultural environment and its influence on the developing personality. This principle underlies the theoretical model of the age of the system of values of personality. Discusses its practical application. Describes technological approaches to education based on the principle of maximum value of potential for raising the socio-cultural environment.
Key words: education, system of values, axiological potential of culture, social and cultural environment.

Муниципальная политика: зарубежный опыт.
2. Бернгард Вулл. Социальная работа в американском коммюнити.

Эта статья раскрывает содержание муниципальной политики, осуществляемой не государством, а гражданским обществом. Именно негосударственные организации взяли на себя заботу о детях (питание, медицинское обслуживание), о молодёжи и пожилых людях, их досуге, трудовой занятости. Все муниципальные проекты, разрабатываемые фирмами, компаниями, направлены на помощь людям. Государство поддерживает бизнес-структуры, которые оказывают помощь населению, участвуя тем самым в социальной политике на муниципальном уровне. Нам есть чему поучиться и поразмыслить об этом созидательном опыте.
Ключевые слова: социальная работа в коммюнити, социальные проекты, забота о детях и молодёжи, студенты и люди пожилого возраста, активная жизнь в старости.
Bernhard Vull. Social work in the American Indian community.
This article reveals the content of municipal policy, not the state, and civil society. What non-governmental organizations took over the care of children (food, medical care), youth and the elderly, leisure, employment. All municipal projects developed by firms, companies, aimed at helping people. The state supports the businesses, which provide assistance to the population, thereby participating in social policy at the municipal level. We have much to learn and reflect on this creative experience.
Key words: social work in the Indian community, social projects, caring for children and young people, students and elderly people, active life in old age.

II. Инвалиды и российское общество: социокультурная реабилитация и интеграция
1. Татьяна Курасова. Дистанционные уроки «необучаемых» детей.

Есть дети, официально признанные необучаемыми. Их мир ограничен стенами социального учреждения, а то и кроватью лечебной палаты. Но недавно в Совете Федерации прозвучала мысль о том, что у нас не должно быть необучаемых детей, все они имеют право на получение элементарных знаний, на социальное развитие. Эту в высшей степени гуманную идею всей душой восприняли педагоги государственного автономного общеобразовательного учреждения — Новолеушковской школы-интерната с профессиональным обучением Краснодарского края. Они организовали дистанционное обучение детей-инвалидов Кропоткинского детского дома-интерната для умственно отсталых детей. Об этом социально-педагогическом опыте — предлагаемая статья.
Ключевые слова: «необучаемые» дети, социальный интеллект, уровни развития, программа обучения, расширение социального пространства.
Tatyana Kurasova. Remote lessons «unteachable children».
There are children, officially recognized unteachable. Their world is limited by social institutions, and even the bed in the healing chamber. But recently in the Federation Council suggested that we should not be unteachable children, they all have the right to receive basic knowledge on social development. This highly humane idea with all his soul he perceived teachers state Autonomous educational institution — Novoleushkovskoy boarding school with vocational training of Krasnodar territory. They organized remote training of children with disabilities Kropotkin orphanage for mentally retarded children. This is a socio-pedagogical experience — in the paper.
Key words: «unteachable» children, social intelligence, levels of development, the training program, the expansion of social space.

III. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи
1. Ринат Рахматулин. Особенности разработки модульных обучающих программ формирования стратегий безопасного поведения детей.

В статье рассматриваются особенности структурного построения и отбора содержания модульных обучающих программ на примере разработки мультимедийной дорожной карты безопасных маршрутов детей.
Ключевые слова: дорожная безопасность детей, мультимедийная обучающая программа безопасных маршрутов.
Rinat Rachmatulin. Features of the development of modular training programs to promote safer behavior of children Strategies.
The article discusses the features of structure and content selection of modular training programs for example, the development of multimedia road map of safe routes for children.
Key words: road safety for children, multimedia training program safe routes.

2. Сергей Кремень. Социальная работа в школе в условиях модернизации российского образования: сравнительный опыт.
Статья посвящена анализу роли и места социальной работы в школе. На примере опыта работы школьных социальных работников в США рассматриваются основные направления их деятельности, проблемы и перспективы развития. Раскрываются возможности использовать зарубежный опыт социальными педагогами в российских школах.
Ключевые слова: школьный социальный работник, социальная работа в школе, социальная среда, социальный педагог.
Sergei Kremen. Social work in the school in conditions of modernization of Russian education: a comparative experience.
The article is devoted to analysis of the role and place of social work in the school. For example, the experience of school social workers in the United States, discusses the main directions of their activities, problems and prospects. We discuss possibilities to use foreign experience of teachers in Russian schools.
Key words: school social worker, social work at school, social environment, social educator.

3. К. Крилок. Методология изучения несовершеннолетних нарушителей.
Несовершеннолетние нарушители — проблема многих стран, в том числе и России. В последние годы преступность в нашей стране очень «помолодела». Предупреждение этой социальной аномалии и работа с малолетними преступниками, их изучение — тема для социальных педагогов весьма актуальная. Автор не только раскрывает методологию изучения несовершеннолетних преступников, но и даёт методические рекомендации, как с ними работать.
Ключевые слова: малолетние преступники, их изучение, поведенческие характеристики, генерация идей, творческие решения проблемы.
K. Krilok. The methodology of the study juvenile offenders.
Juvenile offenders — a problem of many countries, including Russia. In recent years, the crime in our country have become «younger». Warning this social anomalies and work with juvenile delinquents, their study is a topic for social workers is very relevant. The author not only reveals the methodology of the study of juvenile delinquents, but also gives guidelines how to work with them.
Key words: juvenile offenders, their study, behavioral characteristics, generation of ideas, creative solutions to problems.

IV. Профессиональное социально-педагогическое образование
1. Галина Нездемковская. Этнопедагогика — необходимый компонент профессионального образования специалистов социальной сферы.

В статье дана характеристика этнопедагогики как науки, показано её отличие от народной педагогики; установлено, что в профессионально-педагогическую подготовку педагогов необходимо включать этнопедагогический компонент; раскрыты его основные положения.
Ключевые слова: поликультурное образовательное пространство, этнопедагогика, народная педагогика, этнопедагогический компонент профессионального образования.
Galina Nezdemkovskaya. Pedagogy is a necessary component of professional education of specialists of social sphere.
In the article the characteristics of ethnopedagogics as a science, shows its difference from traditional pedagogy; it is established that in the professionally-pedagogical preparation of teachers must include ethnopedagogical component; describes its main provisions.
Key words: polycultural educational space, ethnopedagogics, national pedagogics, ethnopedagogical component of professional education.

2. Елана Куканова. Геронтологическое направление в деятельности социального педагога.
На основе исследования в городах и районах Московской области выявлены особенности социальной микросреды и место в ней пожилых людей. Оценено качество помощи в центрах социального обслуживания и обосновано введение в них должности социальных педагогов. Овладение ими способами работы с пожилыми людьми — это некие практические «курсы повышения квалификации», расширения профессиональной компетентности социальных педагогов. Об этом предлагаемая статья.
Ключевые слова: социальные услуги, геронтологическое направление, социально-педагогическая деятельность, новое направление деятельности социального педагога, позитивный образ старости.
Elana Кukanovа. Gerontological activity of a social pedagogue.
Based on research in cities and districts of the Moscow region — peculiarities of the social microenvironment and place it in the elderly. Evaluated the quality of care in social service and justified the introduction of social worker posts. Mastery of ways of working with older people is some practical «refresher courses», the extension of professional competence of social pedagogues. About it in the paper.
Key words: social services, gerontology direction, socio-pedagogical work, social worker, new direction of activity of the social teacher, positive image of old age.

№ 5

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. В. Бочарова. Кто «правит бал» в молодёжной политике России?

На основе характеристики потенциала российской молодёжи в статье раскрывается её современное состояние, характеризуется социальная и психолого-педагогическая незащищённость. Обосновывается несостоятельность современной молодёжной политики в стране. Предлагается новая концепция молодёжной политики, основанная на межведомственном и институциональном подходе, согласованной деятельности всех государственных и общественных институтов с приоритетом в отношении к молодому поколению. В качестве ключевой идеи автор предлагает опору на базовые потребности молодёжи как стратегию современной молодёжной политики.
Ключевые слова: молодёжная политика, профессиональная подготовка, потребностная сфера молодёжи, безопасная жизнь молодёжи, молодой семьи.
V. Bocharova. Who «reigns» in the youth policy of Russia?
Based on the characteristics of the potential of the Russian youth in the article the modern condition is characterized by social and psycho-pedagogical vulnerability. Substantiates the failure of modern youth policy in the country. A new concept of youth policy, based on inter-Agency and institutional approach, coordination of all state and public institutions with the priority on the younger generation. As the key ideas the author offers support for the basic needs of young people as a strategy of modern youth policy.
Key words: youth policy, training, requirement of the sphere of young people, safe youth, young family.

2. А. Лукина. Социально-педагогические проблемы населения — важная составляющая региональной политики в Красноярском крае
Автор статьи описывает опыт решения социально-педагогических проблем на территории Красноярского края. Проанализированы нормативные документы, способы решения проблем социальной интеграции детей-инвалидов в социум, работы с семьёй и детьми, находящимися в социально опасном положении. Раскрыты также формы профилактики детской безнадзорности и преступности, работы с детьми-сиротами.
Ключевые слова: социальные проблемы; социальная защита, психологическая безопасность детей и молодёжи; трудная жизненная ситуация; профилактика; адаптация; социализация.
А. Lukina. Socio-pedagogical problems of the population, an important component of regional policy in the Krasnoyarsk territory
The author describes the experience of solving socio-educational problems on the territory of Krasnoyarsk region. Analyzed regulatory documents, methods of solution of problems of social integration of disabled children into society, working with families and children in socially dangerous situation. Disclosed also forms of prevention of child neglect and crime, work with orphans.
Key words: social problem; social protection, psychological security of children and youth; difficult situations; prevention; adaptation; socialization.

II. Инвалиды и российское общество: социокультурная реабилитация и интеграция
1. М. Любимов. Образование детей с особыми потребностями: возможности и трудности. Интеграция инвалидов в социум.

Совсем недавно в лексиконе работников образования обрело популярность понятие «инклюзивное образование». Речь идёт о том, чтобы дети с ограниченными возможностями здоровья могли учиться вместе со своими сверстниками в массовой школе. Это гуманно и во многом целесообразно. Но на этом пути немало трудностей, о чём и пишет автор предлагаемой статьи.
Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, условия обучения, дефицит дефектологов, современная практика инклюзивного образования.
M. Lyubimov. The education of children with special needs: opportunities and challenges. Integration of disabled persons into society.
More recently, in the lexicon of educators has gained popularity, the concept of «inclusive education». We are talking about the fact that children with disabilities could learn alongside their peers in the mass school. It is humane and largely appropriate. But in this way many difficulties, and wrote about the author of the present article.
Key words: children with special educational needs, the learning environment, the shortage of pathologists, the current practice of inclusive education.

III. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи
1. М. Плоткин. Социальное воспитание детей и молодёжи — условие их социальной безопасности.

Анализ социального воспитания в современной поликультурной среде как условие социальной безопасности личности невозможен без рассмотрения его методологии, целеполагания, чёткого представления о том, что эффективность этого воспитания возможна только в демократичном обществе. Анализу современной поликультурной среды и её проблемам посвящена предлагаемая публикация.
Ключевые слова: поликультурная среда, эффективная социальная адаптация, социальная безопасность, динамика социальных процессов.
M. Plotkin. Social education of children and youth — condition of their social security
Analysis of social education in today's multicultural environment as a condition for social security of a person is impossible without consideration of its methodology, goal setting, a clear understanding that the effectiveness of this education is possible only in a democratic society. Analysis of contemporary multicultural environment and its problems on the proposed publication.
Key words: multicultural environment, effective social adaptation, social security, the dynamics of social processes.

2. Л. Дементьева. Семейное неблагополучие и способы его преодоления. Гармонизация детско-родительских отношений в различных типах сельских семей.
В статье представлена практика применения социально-педагогических технологий диагностики и коррекции детско-родительских отношений с целью их гармонизации. В числе описанных технологий — школа для родителей, испытывающих те или иные проблемы в семейном воспитании кровных и приёмных детей; технология «управление без принуждения», технология «круг заботы».
Ключевые слова: сельская семья, детско-родительские отношения, социально-педагогическая технология.
L. Dementieva. Family problems and ways of overcoming it Harmonization of parent-child relationships in different types of rural families
The article presents the practice of application of social and pedagogical technologies of diagnostics and correction of parent-child relationships with a view to their harmonization. Among the described technology — school for parents experiencing certain problems in family education birthparents and adopted children; technology «managing without coercion, the technology is «circle of care».
Key words: rural family, parent-child relationships, socio-pedagogical technology.

IV. Профессиональное социально-педагогическое образование
1. Г. Гайсина. Подготовка социально-педагогических кадров к работе с детьми-сиротами и замещающими семьями. Опыт кафедры социальной педагогики.

В статье раскрывается опыт образовательной деятельности кафедры социальной педагогики Башкирского государственного педагогического университета им. М. Акмуллы по профессиональной подготовке социально-педагогических кадров к работе с детьми-сиротами и замещающей семьёй.
Ключевые слова: дети-сироты, профессиональная подготовка социальных педагогов, замещающая семья, специалист органа опеки.
G. Gaysina. Preparation of socio-pedagogical staff to work with orphans and foster families. The experience of the chair of social pedagogy.
The experience in training of social pedagogues to work with orphans and foster family, accumulated by department of social pedagogy (Bashkir State Pedagogical University named after М. Аkmulla, Ufa) is considered.
Key words: orphans, professional training of social pedagogues, foster family, trusteeship agency specialist.

V. История развития социальной педагогики в России
С. Хижняков. Предтечи родительского движения в России.

Журнал «Социальная педагогика в России» традиционно уделяет большое внимание семье — этой основной «школе» социализации и воспитания детей. Подтверждение тому — не только публикация статей учёных с практическими советами родителям, но и освещение инновационного социально-педагогического двухгодичного проекта «Профессиональная Школа родителей». Публикация, которую мы предлагаем, — об истории родительского движения в России, сплочения людей и повышения педагогической культуры родителей. Это движение, как убедительно показывает автор, играло огромную роль не только в просвещении народа, но и в создании гражданского общества в тогдашней России. В конце XIX — начале XX века в России издавалось более 250 педагогических журналов.
Ключевые слова: родительская среда, родительские сообщества, кружки и союзы, просвещение, самоорганизация, родительская инициатива, съезд по семейному воспитанию, единство школы со средой, социально-педагогическая ответственность семьи.
S. Hizhnyakov. The forerunner of the parent movement in Russia.
Journal of Social pedagogy in Russia traditionally pays great attention to the family — this basic «school» socialization and education of children. Confirmation of this — not only publication of articles of scientists with practical tips for parents, but the coverage of innovative socio-educational two-year project «Vocational School for parents». Publication, that we offer, the history of the parent movement in Russia, uniting people and improving pedagogical culture of parents. This movement, as the author convincingly shows, played an enormous role not only in educating people but also in the creation of civil society in contemporary Russia. (In the late XIX — early XX century in Russia were published more than 250 pedagogic journals.
Key words: the parent environment, parent community, clubs and unions, education, self-organization, parent initiative, the Congress for family education, unity school environment, socio-pedagogical family responsibility.

№ 6

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Л. СИКОРСКАЯ. Культурноэтические координаты добровольческой деятельности как средство эффективной социальной политики и социально-педагогической работы.

В статье рассматриваются этико-культурные особенности добровольческой деятельности как проявление свободной воли и духа человека на протяжении многих веков. Экспериментальные и собственные данные автора свидетельствуют об особой роли изучения педагогического потенциала добровольческой деятельности в молодёжной среде, её социализации как процесса становления и развития личности, как гуманистической практики социальной деятельности.
Ключевые слова: добровольческая деятельность, «Благо», свобода воли, «Добро» и «Воля», самосоциализация, этико-культурные образующие педагогического потенциала .добровольчества.
L. Sikorskaya Cultural and ethical coordinates volunteer activities as a means of effective social policy and socio-pedagogical work.
The article discusses the ethical and cultural characteristics of volunteer activity as a manifestation of free will and the human spirit for many centuries. Experimental and own data of the author show the specific role of exploring the pedagogical potential of volunteerism in youth socialization as a process of formation and development of personality as a humanistic social practice activities.
Key words: volunteer activity, «Good» free will, «Good» and «Will», semisocialist, ethical-cultural form of the pedagogical potential of volunteerism.

II. Инвалиды и российское общество: проблемы социокультурной реабилитации и интеграции
1. Е. КУЛАКОВА, М. ЛЮБИМОВА, М. ЛЮБИМОВ. Инклюзивное образование: что необходимо сделать для его успешного осуществления.

В предыдущем выпуске журнала опубликована статья «Образование детей с особыми потребностями: возможности и трудности», посвящённая проблемам инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Продолжая тему, завершаем публикацию статьи Михаила Любимова.
Ключевые слова: дети с особыми образовательными потребностями, условия обучения, дефицит дефектологов, современная практика инклюзивного образования.
E. Kulakova, M. Lyubimova, M. Lyubimov. Inclusive education: what should be done for its successful implementation.
In the previous issue of the magazine published the article «the Education of children with special needs: opportunities and challenges» devoted to the problems of inclusive education of children with disabilities. Continuing the theme, we finish the publication of the article, Mikhail Lyubimov.
Key words: children with special educational needs, the learning environment, the shortage of pathologists, the current practice of inclusive education.

III. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи
1. Т. КИСЕЛЕВА. Психолого-педагогические проблемы профилактики суицидального поведения подростков.

Рост социальной напряжённости спровоцировал увеличение числа суицидальных действий у взрослого населения. С точки зрения социальной практики есть опасения, что через некоторое время данная тенденция проявится в подростковой и молодёжной среде. Именно поэтому автором была предпринята попытка проанализировать факторы, предрасполагающие подростков к суицидальному поведению.
Ключевые слова: подростки, суициды, факторы риска, профилактика суицидального поведения.
T. Kiseleva. Psychological and pedagogical problems of suicidal behavior of teenagers and prevention of it.
The growth of social tension has provoked an increase in suicidal acts of adults. The scare is raised that that this trend will appear in the teenagers and youth environment. The author analyzes the factors predisposing teens' suicidal behavior.
Key words: teenagers, suicide, risk factors, the prevention of suicidal behavior.

2. М. МИРОШКИНА, Е. ЕВЛАДОВА, А. КУРАКИН. Современные родители — о своих детях, их образовании, об учителях и о самих себе.
Основное содержание статьи посвящено изучению мнений родителей современных школьников об образовании в целом, о педагогах, о своих детях и самих себе. Данные были получены на основе социологического исследования, проведённого в апреле-мае 2016 г. среди родителей Забайкальского края. Были опрошены представители всех населенных пунктов региона — сёл, небольших городов, районных центров и столицы Забайкалья Читы. Это позволяет провести некоторый сравнительный анализ, позволяющий выявить разницу в суждениях родителей, проживающих в разных населенных пунктах. Пока мы можем вести речь лишь о предварительных результатах исследования, поскольку объём полученных данных очень велик (число респондентов составляет 2446 человек). Но и первые результаты дают основание задуматься над многими вопросами, которые не могут не волновать всех участников образовательной деятельности.
Ключевые слова: поколение «Икс», цифровое поколение, социологический опрос, мнения родителей о себе, учителях и детях, оценка среднего образования.
M. Miroshkina, E. Evladova, A. Kurakin. Modern parents — about their children, their education, about teachers and about themselves
Main content of the article is devoted to the study of the views of parents of today's schoolchildren about education in General, about teachers, about their children and themselves. Data were obtained on the basis of a sociological survey conducted in April-may 2016 among parents in Zabaykalsky Krai. Were interviewed by representatives of all of the region's settlements — villages, small towns, district centers and the capital of the Transbaikal region of Chita. This allows for some comparative analysis allows to reveal the difference in the judgments of the parents residing in different localities. While we can speak only about preliminary results of the study because the volume of data produced is very large (the number of respondents is 2446 people). But the first results give reason to reflect on many questions which cannot fail to interest all participants in the educational activities.
Key words: generation «X», the digital generation, a survey of the views of parents about themselves, teachers and children, assessment of secondary education.

3. Е. ШУБНИКОВА. Новые подходы к диагностике и педагогической профилактике интернет зависимости среди подростков.
В статье сделана попытка обосновать необходимость расширения концептуальной модели копинг-профилактики на все виды зависимого поведения. Нами показано, что на этапе педагогической превенции нет смысла разрабатывать разные программы профилактики употребления наркотиков, никотина, курительных смесей, алкоголя, игровой и интернет-зависимости. Единой целью превентивной педагогической деятельности становится формирование адаптивных стратегий совладающего поведения и копинг-ресурсов личности подростков и молодёжи, лежащих в основе жизнеспособности личности.
Ключевые слова: педагогическая профилактика, зависимое поведение, Интернет-зависимость, жизнеспособность личности, копинг-стратегии, личностные копинг-ресурсы.
C. Shubnikova. New approaches to diagnosis and pedagogical prevention of Internet addiction among adolescents
In the article there is an attempt to justify the need for increasing a conceptual model of coping prevention for all types of addictive behavior. We have shown that at the stage of pedagogical prevention it does not make sense to develop various programs of prevention of drug using, nicotine, smoking blends, alcohol, gaming and Internet-addictions. The single purpose of preventive educational activities is the formation of adaptive coping strategies and coping resources of adolescents and young people that are at the heart of personality's resilience.
Key words: educational prevention, addiction behavior, Internet-addiction, resilience, of individual coping strategies, personal coping-resources.

4. А. БУЯНОВ, Э. ПРОКОФЬЕВА. Социальные представления молодых людей с разной ценностной ориентацией о семье.
В статье представлено исследование, раскрывающее особенности социальных представлений об образе семьи, об идеальной семье и о причинах создания семьи. Исследование основано на предположении о том, что у студентов с разными ценностными ориентациями озвученные социальные представления будут отличаться. Рассмотрены социальные представления студентов, отличающихся по следующим доминирующим социальным ориентациям: статусным, гедонистическим, экзистенциальным, семейным и ценностям самореализации.
Ключевые слова: социальные представления о семье, ценностные ориентации, причины создания семьи, образ семьи, образ идеальной семьи.
A. Buyanov, E. Prokofieva. Social representations of young people with different value orientation on the family.
The article presents a study that reveals the peculiarities of social representations about the family way, an ideal family and of the reasons for starting a family. The study is based on the assumption that students with different value orientations articulated social representations are different. We consider social representations of students differ on the following social dominance orientation: a status, hedonistic, existential, family values and self-realization.
Key words: social representations of family values, the reasons for creating a family, the image of the family, the image of the ideal family.

5. В. АНДРЮХИН. Хоровое пение как средство социальной терапии и социализации детей.
Предметом рассмотрения в данной статье является система вокально-хорового обучения в России и роль, которую играют хоровые занятия в духовно-нравственном воспитании детей различных возрастных групп.
Ключевые слова: социализация, духовно-нравственное воспитание, музыкальная психология, вокально-хоровое обучение, Кубанский казачий хор, хор Сретенского монастыря.
V. Andryukhin. Choral singing as a means of social therapy and socialization of children
The subject of this article is the system of vocal and choral education in Russia and the role of the choral classes in the spiritual and moral upbringing of children of different age groups.
Key words: socialization, moral education, music psychology, vocal and choral training of the Kuban Cossack choir, the choir of the Sretensky monastery.