Архив публикаций - 2015 год

№ 1

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Марина Петровна Гурьянова. Социальная педагогика и власть: сотрудничество необходимо.

В статье рассматриваются актуальные вопросы: о взаимосвязи социальной педагогики с жизнью, о власти и науке как субъектах сотрудничества. Среди проблем − возросший в обществе спрос на интеллектуальный продукт и на социально-педагогические услуги, предоставляемые социально-педагогическим сообществом. Автор рассматривает также проблемы и перспективы развития отечественной социальной педагогики.
Ключевые слова: отечественная социальная педагогика, IV Съезд социальных педагогов и социальных работников РФ, профессиональное социально-педагогическое сообщество, профессиональное социально-педагогическое образование, профессиональный стандарт социального педагога.
Marina Guryanova. Social Pedagogy and Power: Cooperation is Indispensible
The article considers essential questions concerning interrelation of the social pedagogy with life, power and science as subjects of collaboration. Among the problems is an increasing demand for the intellectual product as well as for socio-pedagogical services providing by the socio-pedagogical community. Some problems and perspectives of development of our country social pedagogy are also under observation by the author.
Key words: native social pedagogy; IV Congress of RF social pedagogues and social workers; professional socio-pedagogical community; professional socio-pedagogical education; professional standard of social pedagogue.

II. Профилактика социальных рисков и девиантного поведения несовершеннолетних: новые подходы и пути решения
1. Светлана Афанасьевна Беличева. Переход от административно-карательной к охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних

Статья, которую вы прочтёте, посвящена анализу сложного пути, которым прошли в России специалисты, занимающиеся профилактикой, предупреждением отклоняющегося поведения детей и подростков. Статья, имеющая сугубо научный характер, целиком обращена к практикам: осмыслите глубину и прозрачность мыслей автора, его рекомендации, возьмите их в основу своих знаний об этой проблеме и – за дело! Несомненная ценность статьи – чистый русский язык (без наукообразных экзерсисов и словоблудия), что повышает научную и практическую ценность этой публикации.
Ключевые слова: административно-карательная и охранно-защитная превенции отклоняющегося поведения, законодательное обеспечение, причины дезаптации, превентивная и коррекционно-реабилитационная деятельность, социально-педагогическая превенция, дезаптации в подростковых клубах.
Svetlana Belicheva. Transition from the Administrative-Punitive Prevention to Protective-Defending One in the Teen-Agers Deviant Behavior
The article analyses a complex way having passed by the specialists in Russia who concern prophylaxes of the children and teen-agers deviant behavior. The work being of a scientific character addresses itself to practicians. It is also written in a good Russian language that increases a scientific and practical value of this publication.
Key words: administrative-punitive prevention; protective-defending prevention; deviant behavior; legislative security; reasons of desadaptation; preventive and corrective-rehabilitative activity; socio-pedagogical prevention; desadaptations in the teen-agers clubs.

2. Елана Вениаминовна Куканова. Социальное бюро – модель социально-педагогической профилактики девиантного поведения подростков
В статье анализируются аспекты девиантного поведения личности в различных социальных средах, представлены основные подходы к анализу, типологизации, генезису и этапам девиантного поведения, рассматривается реализация модели социально-педагогической профилактики девиаций в поведении детей и молодежи в условиях социального бюро.
Ключевые слова: социальные девиации, девиантное поведение личности, типология форм девиаций поведения, социально-педагогическая профилактика, участковый социальный педагог, социальное бюро.
Ye. Kukanova. Social Bureau is a Model of Socio-Pedagogical Prophylaxis of Teen-Agers Deviant Behavior as a Socio-Pedagogical Phenomena
The article analyses aspects of a person deviant behavior being in different social environments, represents the main approaches to the analysis, classification, genesis and deviant behavioral stages as well as considers realization of the model of socio-pedagogical prophylaxes of deviations in the teen-ages and youth behavior under the social bureau conditions.
Key words: social deviations; person deviant behavior; classification of deviant behavior forms; socio-pedagogical prophylaxis; district social pedagogue; social bureau.

3. Екатерина Геннадьевна Шубникова. Готовность будущих социальных педагогов к профилактике зависимого поведения детей и молодежи
В статье отмечается острая необходимость подготовки педагогических кадров для организации профилактики зависимого поведения детей и молодежи в образовательной среде. На основе психологической функциональной системы деятельности в рамках теории системогенеза В.Д. Шадрикова представлено описание профессиональных компетентностей педагогов в профилактической деятельности. Представлена теоретическая модель оценки готовности будущих социальных педагогов к профилактической деятельности, которая позволяет оценить уровень готовности студентов педагогического вуза к этой деятельности.
Ключевые слова: компетентности в области профилактической деятельности, первичная профилактика, зависимое поведение.
In the article is marked urgent need preparation of pedagogical shots for the organization of primary prevention of addictive behavior of children and youth in the educational environment. On the basis of the functional system of psychological activities in the framework of the theory of systemogenesis V. D. Shadrikov a description of the 6 blocks of professional competence of pedagogues in preventive activities. Presents a theoretical model of evaluation the readiness of future social teachers for preventive activity, which allows estimating the level of readiness of students of pedagogical high to the prevention addictive behaviour in children and youth.
Keywords: competence in the area of prevention activities, primary prevention, addictive behavior.

4. Роза Ахбановна Андрианова. Девиантное поведение подростков: сущность, причины и социально-педагогическая профилактика
В статье проанализированы сущность девиантного поведения, причины и различные направления социально-педагогической профилактики девиантного поведения несовершеннолетних.
Ключевые слова: несовершеннолетние, девиантная активность, факторы формирования девиантного поведения, профилактика.
Roza Andrianova. Deviant Behavios of Teen-Agest: Essence, Reasons and Social-Pedagogical Profhylaxis.
The article analyses the essence of deviant behaviour, causes and different directions of socio-educational prevention of deviant behavior of the minors.
Keywords: children, deviant activity, factors of formation of deviant behavior, prevention.

III. Социокультурная модернизация образования: потребность общества, заказ государства
1. Ольга Владимировна Гукаленко. Этнокультурный компонент в подготовке социальных педагогов в современной России

В статье раскрыты некоторые направления современной социокультурной политики, определены методологические основания взаимосвязи образования и культуры, организационно-управленченские и содержательные основы оптимизации подготовки социальных педагогов в аспекте этнокультурного и этнопедагогического подходов.
Ключевые слова: социокультурная политика, социокультурное образовательное пространство, этнокультурный подход, межкультурный диалог, оптимизация подготовки кадров, компетенции и критерии эффективности подготовки социальных педагогов.
Olga Gukalenko. An Ethnocultural Component in Training of the Social Pedagogues in the Contemporary Russia.
The article reveals the separate areas of contemporary social and cultural policy, defines the methodological foundations of the relationship between education and culture, organizational management and substantial basis for optimizing the training of social educators in the aspect of cultural and ethno edukational approaches.
Keywords: socio-cultural policy, social, cultural, educational Pro-space, social pedagogy, ethno-cultural approach, intercultural dialogue, the relationship of education and culture, the optimization of the system of preparation of personnel, competence and performance criteria for the preparation of social educators.

IV. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи
1. Галина Петровна Касьянова. «Семейная групповая конференция»: помощь детям и взрослым в трудной жизненной ситуации

Автор рассматривает применение восстановительных способов разрешения конфликтов как метод оказания помощи детям и взрослым, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Ключевые слова: социальное поведение, трудная жизненная ситуация, реабилитация, конфликт, семейная групповая конференция.
Galina Kasyanov. «Family Group Conference» as a Method of Rehabilitation of children and adults in difficult situations.
This article discusses the application of restorative conflict resolution as a method of helping children and adults who are in difficult life situations.
Keywords: social behavior, rehabilitation, assistance in difficult life situation, conflict, family group conference family.

2. Зоя Ивановна Лаврентьева. Социально-педагогические функции приемной семьи
Тенденция роста приемных семей актуализирует изучение закономерностей их функционирования. Семья с приемным ребенком, как и всякая другая семья, выполняет ряд традиционных функций. Вместе с тем, приёмная семья призвана решить и ряд специфических функций, обеспечивающих помощь ребёнку, оставшемуся без попечения родителей. В статье предложены группы этих функций, направленных на обеспечения специальной помощи приёмным детям в семье и за её пределами.
Ключевые слова: дети-сироты, приемная семья, специфические социально-педагогические функции.
Zoya Lavrentyeva. Socio-pedagogical Functions of the Foster Family.
Growth trend of the foster families actualizes the study of the peculiarities of their functioning. Family with a foster child, like any other family, performs a number of traditional functions: she cares about the urgent needs of children, protect their health, introduces the characteristics of family relationships, builds useful skills, directs their socialization and provides growing up. However, the foster family is designing to solve a number of specific functions that help the child left without care of their own parents. The article suggests two groups of these functions. One woes aimed at providing special assistance within the family, the other outside.
Key words: orphans and children left without parental care; foster family, social and pedagogical functions.

V. Профессиональное социально-педагогическое образование
1. Надежда Николаевна Перетягина. Профессиональная подготовка специалистов социально-педагогического профиля: способы оптимизации

В статье рассматриваются особенности профессиональной подготовки специалистов социально-педагогического профиля в современных условиях. Адресована Статья специалистам социальной сферы, всем, кто имеет отношение к подготовке социальных педагогов.
Ключевые слова: дети-сироты, приемная семья, специфические социально-педагогические функции.
Nadezhda Peretyagina. Professional Training of the Socio-Pedagogical Profile Specialists: Ways of Optimization.
Peculiarities of professional training of the socio-pedagogical profile specialists under the contemporary conditions are observed in the article. The work addresses to the social sphere specialist as well as to others connected with the social pedagogues training.

№ 2

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Михаил Маркович Плоткин. Влияние социальной педагогики на гуманизацию социальной политики: концепция

Представленная для обсуждения работа раскрывает возрастающую актуальность проблемы взаимозависимости социальной политики и социальной педагогики (в том числе – социального воспитания как её ключевого звена); концепцию влияния социальной педагогики на гуманизацию социальной политики; основные положения социально-педагогической стратегии и механизм развития этого процесса в современном российском социуме.
Ключевые слова: социальная политика, социальная педагогика, социализация, социальное воспитание, социальные отношения, гуманизация, социально-педагогическая поддержка, солидарность, среда обитания, институт социальной педагогов.
Michail Plotkin. The impact of social pedagogics on the humanization of social policy.
Тhe work, рresented for discussion reveals the increasing urgency of the problem of interdependence of social policy and social pedagogics (including social education as its key element); the impact of social pedagogics on the humanization of the social policy; the main statements of the social pedagogical strategies and the mechanism of development of this process in modern Russian society.
Keywords: social policy, social pedagogics, socialization, social education, social relations, humane, socio-pedagogical support, solidarity, the environment, Institute of social educators.

2. Ирина Сергеевна Алаторцева, Татьяна Сергеевна Борисова. Формирование социального потенциала молодёжи  стратегический приоритет государственной молодёжной политики
В статье представлена многоаспектная характеристика социального потенциала современной молодежи, раскрываются основные направления его формирования. Обоснованы принципы и основные концептуальные положения государственной молодёжной политики в контексте формирования и реализации социального потенциала молодых людей.
Ключевые слова: молодёжь, социальный потенциал, государственная молодёжная политика.
Irina Alatertseva, Tatiana Borisova. The social potential formation of the young people is a strategic priority of the State Youth Policy
This article covers multiple-aspect characteristic of the modern youth’s social potential. The article defines the basic tendencies of its formation, the main principals and essential concepts of the state youth policy in connection with the realization of this potential.
Key words: young people, social potential, the State Youth Policy.

II. Профилактика социальных рисков и девиантного поведения несовершеннолетних: новые подходы и пути решения
1. Елана Вениаминовна Куканова, Марина Ивановна Алдошина. Подготовка будущих социальных педагогов: региональный опыт

В статье анализируются требования Федерального образовательного стандарта третьего поколения к содержанию профессиональной подготовки социальных педагогов в вузе. Приводится опыт реализации основных образовательных программ в Орловском государственном университете.
Ключевые слова: государственный образовательный стандарт, социально-педагогическая деятельность, профессиональная подготовка.
Elana Kukanova, Marina Aldoshina. Professional training of future social pedagogues in higher education: a regional experience
The article analyzes the requirements of the FSES of the third generation to the content of professional training of social educators in the University. Given the experience of the implementation of basic educational programs in Orel state University.
Keywords: state educational standard, socially-pedagogical activity, professional training.

2. Ольга Борисовна Алпатова, Ирина Михайловна Лебеденко. Органы внутренних дел на страже порядка в молодёжной среде. Формы и методы профилактической деятельности
В России общество и государство избавляются от административно-карательного подхода к профилактике девиантного поведения детей и подростков. Поэтому органы внутренних дел как субъекты профилактики девиантного поведения используют не только проверенные временем формы и методы профилактической работы, творчески применяя их в современных условиях, но и разрабатывают новые подходы, методы работы, всё то новое, что могут предложить социально-педагогическая наука и практика.
Ключевые слова: профилактика и предупреждение преступлений, информационно-просветительское направление, социально-педагогическая работа органов внутренних дел, реабилитационные центры, социальные приюты.
Olga Alpatova, Irina Lebedenko. Department of Internal Affairs as subject of prevention of deviant behavior.
Society and the state don't welcome administrative and retaliatory approach to prevention of deviant behavior of children and teenagers in Russia. Therefore Department of Internal Affairs as the subject of prevention of deviant behavior uses not only the forms and methods of scheduled maintenance checked by time, creatively applying them in modern conditions, but also are open for all new that the social and pedagogical science and practice can offer.
Keywords: prevention and prevention of crimes, information and educational direction, social and pedagogical area of work of the Department of Internal Affairs, rehabilitation centers, social shelters.

3. Светлана Яковлевна Ермолич. Нормативно-правовые основы профилактики правонарушений несовершеннолетних в Республике Беларусь
Профилактика девиантного поведения несовершеннолетних эффективна только при государственном внимании этой важнейшей сфере, определяющей здоровье общества. Одним из аспектов государственной поддержки этой деятельности является прочная законодательно-правовая база. Автор статьи, которую мы вам предлагаем, раскрывает опыт Республики Беларусь в создании такой базы.
Ключевые слова: система профилактики правонарушений, законы, направленные на сохранение правопорядка, общественные советы по профилактике правонарушений, профилактические программы.

4. Светлана Афанасьевна Беличева, Обследование семей, имеющих несовершеннолетних детей. Методические рекомендации
В предыдущем выпуске журнала (2015, №1) автор рассказала о том, как в России был совершён переход от административно-карательной к охранно-защитной превенции отклоняющегося поведения несовершеннолетних. В этой работе огромную роль играет знание социальным педагогом детей и семей группы риска. Помочь такому знанию поможет научно выверенная диагностика состояния семьи.
Ключевые слова: социально-педагогическое обследование семьи, межведомственное взаимодействие, адресная помощь, консультационная работа.
Svetlana Belicheva. A survey of families with minor children. Methodical recommendations.
In the previous issue of the journal (2015, №1) the author talked about how in Russia was made the transition from administrative-punitive to protective prevention of deviant behavior of minors. In this work a huge role knowledge plays a social worker for children and families at risk. To help such knowledge will help scientifically accurate diagnosis of the status of the family.
Key words: socio-pedagogical examination of families, interagency cooperation, targeted assistance, and consulting work.

III. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи
1. Лариса Евгеньевна Сикорская, Галина Борисовна Колобова. Педагогическая поддержка нравственного развития подростков в условиях столичного мегаполиса

Современный столичный мегаполис  важнейший источник и инструмент социализации подростков, несущий в себе как позитивные, так и негативные преобразования личности. В статье раскрыты педагогические возможности социозащитных учреждений, позволяющие минимизировать негативные влияния окружающей детей среды и максимально использовать потенциал позитивных тенденций подростка социума.
Ключевые слова: нравственное развитие, учреждение социальной защиты, педагогическая поддержка нравственного развития.
Larissa Sikorskaya Galina Kolobova. TEACHING SUPPORT OF MORAL DEVELOPMENT ADOLESCENTS IN MEGALOPOLIS.
Modern metropolitan metropolis and is a major source of socialization tool teenager carrying a both positive and negative personality transformation. This article presents the pedagogical possibilities social-protection institutions that minimize the negative influence of the environment and to maximize the potential positive trends surrounding adolescent society.
Keywords: moral development, social-protection institute, pedagogical support.

2. Галина Павловна Раменская, Святослав Ефимович Раменский, Виктория Святославовна Раменская. Дороги, которые мы выбираем, важны и оправданы тем, что внутри нас
Статья, которую вы сейчас прочтёте, носит некий теоретико-философский характер – о современном молодом поколении и его пристрастиях, о креативности и собственном жизненном стиле, о таких не совсем привычных для нас понятиях, как «этика характера» и «этика личности». Но при внимательном прочтении статьи начинаешь понимать, что она – о самом главном в жизни человека: о его нравственной сущности, об отношениях к людям, к своему гражданскому долгу, к культуре, то есть о тех базовых ценностях, которые оказывают влияние на гармонию и психологическую безопасность социума. И побуждает статья начать «думать в этом направлении». Авторы расширяют нашу осведомлённость о себе, об окружающих, об обществе и о жизни.
Ключевые слова: этические нормы поведения, индивидуальный стиль решения задач, социальная адаптация, «этика личности», «этика характера».
Galina Ramenskoe, Sviatoslav Ramenskoe, Victoria Ramensky. To-the horns that we choose, is an important and justified by what is inside us...
The article that you now read is a theoretical-philosophical character of the young generation and what they like and dislike, about creativity and their own life style, such not very familiar to us concepts like "ethics" and "ethics of identity". But a careful reading of the article begin to understand what it is about the most important thing in human life: its moral essence, relations to people, to their civic duty, to culture, that is those core values that have an impact on harmony and psychological security of the society. And article encourages you to start thinking in this direction." The authors expand our awareness about ourselves, about others, about society and about life.
Keywords: ethical behavior, individual style of solving problems, social adaptation, "the ethics of identity", "ethics of character".

№ 3

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Валентина Бочарова. Классно-урочная система: отказываться или совершенствовать?

Автор статьи рассматривает соответствие классно-урочной системы образования современной социальной ситуации, особенностям и потребностям современных школьников различного возраста. Обосновывает неприемлемость классно-урочной организации воспитательной работы с дошкольниками, выявляет сферы образования школьников, где более целесообразно применять другие организационные формы. В статье также отмечено, что классно-урочная система ограничивает, сужает образовательное пространство детей.
Ключевые слова: класс, урок, классно-урочная система, образование школьников, классный руководитель, социальный педагог.
Valentine Bocharova. Classroom system: to decline or improve?
The author considers the conformity of the class-lesson system of education modern social situation, characteristics and needs of contemporary students of different ages. Explains the unacceptability of classroom organization of educational work with preschool children, identifies education students, where it is more appropriate to apply other organizational forms. The article also noted that classroom system restricts, narrows educational environments for children.
Keywords: class, lesson, classroom system, education of students, classroom teacher, social teacher.

2. Ольга Гукаленко. Формирование российской идентичности и гармонизация межнациональных отношений в социокультурном пространстве России
В статье обсуждаются актуальные вопросы формирования российской идентичности, установления межнационального согласия средствами образования. Раскрываются аспекты поликультурного образовательного пространства в контексте гармонизации межнациональных отношений, представлены предложения по взаимодействию органов власти и институтов гражданского общества на пути к межнациональному миру и согласию.
Ключевые слова: российская идентичность, гармонизация межнациональных отношений, поликультурное образовательное пространство, этнокультурная среда, межкультурный диалог.
Olga Gukalenko. The formation of the Russian identity and harmonization interethnic relations in the socio-cultural space of Russia.
The article discusses topical issues of formation of the Russian identity, establish ethnic harmony through education. Disclosed aspects of multicultural educational space in the context of harmonization of interethnic relations, proposals on cooperation between state authorities and civil society institutions towards inter-ethnic peace and harmony.
Keywords: Russian identity, harmonization of interethnic relations, multicultural education, ethnic and cultural background, intercultural dialogue.

II. Социокультурная модернизация образования: потребность общества, заказ государства
1. Надежда Перетягина. Нужны не общие слова, а конкретная программа воспитания молодого поколения

Среднее образование в России настойчиво преодолевает сегодня те потери, которые средняя школа, и в первую очередь дети, понесли от стремления наших ретивых «реформаторов» выкинуть из образования проблемы воспитания молодого поколения. А ведь ещё полтора века назад великий русский критик Виссарион Белинский утверждал: «Воспитание – великое дело: им решается участь человека». Добавил: «и участь всего общества и страны». В январе этого года обсуждению общественности представлен проект «Стратегии развития воспитания на период до 2025 года». Анализу этого документа, который станет актуальным аспектом государственной политики в ближайшие годы, посвящена эта статья.
Ключевые слова: стратегия развития воспитания, приоритеты воспитания, предполагаемые результаты, содержание документа.
Nadezhda Peretyagina. Need not generic, but specific program education of the young generation.
Secondary education in Russia persistently overcomes those losses today, middle school, and especially children, suffered from the desire of our zealous reformers to throw out education problems of education of the younger generation. But even a half-century ago, the great Russian critic Vissarion Belinsky argued: "education is the great thing: the fate of man". He added: "and the fate of the entire society and country". In January of this year, the public discussion presents the project "Strategy of development of education for the period till 2025". The analysis of this document, which will become an important aspect of public policy in the coming years, the focus of this article.
Keywords: strategy of development of upbringing, education priorities, expected results, the content of the document.

2. Ринат Рахматулин. Интернет-проекты – технология развития социального потенциала молодёжи
В статье раскрывается роль образовательных интернет-проектов в формировании и развитии социального потенциала молодёжи, основные требования к отбору содержания этих ресурсов.
Ключевые слова: социальный потенциал молодёжи, молодежная политика, образовательный Интернет-проект.
Rinat Rachmatylin. Internet projects – technology of development of social potential of youth.
The article reveals the role of educational Internet projects in the formation and development of the social potential of youth, the main requirements for the selection of the content of these resources.
Keywords: social potential of youth, youth policy, educational Internet project.

3. Светлана Николаева. Социальный профиль и культурная парадигма эколого-эстетического образования
В статье теоретически и экспериментально обсуждается феномен экологической культуры педагогов, доминантой которой является эстетика природы.
Ключевые слова: культуросообразное образование, эстетическое сознание, экологическая культура педагогов.
Svetlana Nikolayeva. Social profile and cultural paradigm ecological and aesthetic education.
The article theoretically and experimentally discusses the phenomenon of ecological culture of teachers, which is dominated by the aesthetics of nature.
Keywords: Cultural coherent education, aesthetic consciousness, ecological culture of teachers.

4. Любовь Штылева. «Традиционные ценности» и цели гендерной социализации молодежи
В статье анализируется релевантность традиционных ценностей задачам воспитания современного поколения, подчёркиваются ключевые характеристики и тенденции социокультурной модернизации российского общества, в контексте которых происходит гендерная социализация и подготовка молодежи к семейному образу жизни.
Ключевые слова и понятия: тип культуры, социокультурная модернизация и эволюция, традиция, ценности, гендерная социализация, традиционная и современная семья
Lubov Shtylewa. Traditional values" and the purposes of gender socialization of youth in the changing Russian society.
In article relevance of "traditional values" to problems of education of modern generation is analyzed, key characteristics and tendencies of sociocultural modernization of the Russian society in the context of which there is a gender socialization and preparation of youth for a family way of life are underlined.
Keywords and concepts: culture type, sociocultural modernization and evolution, tradition, values, gender socialization, traditional and modern family

III. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи
1. Инесса Усольцева. Социальные риски развития детей в оценке взрослых членов семьи

Основная идея статьи – показать различия в оценке социальных рисков развития детей и подростков, которые дают члены семьи. Проанализированы различия в восприятии социальных рисков отцов и матерей, родителей с одним и с двумя детьми, дана сравнительная характеристика оценки социальных рисков родителями и прародителями в семье. Показано влияние гендерных факторов на восприятие социальных рисков, а также влияние социокультурной среды, в которой взрослели нынешние родители, на их оценку значимости социальных рисков.
Ключевые слова: социальные риски развития детей, оценка социальных рисков, родители, прародители, дети и подростки «перестройки», результаты исследований
Inessa Usoltseva. Social risks of development of children in the evaluation of adult family members.
Main idea of the article is to identify and explain the differences in the evaluation of social risks of development of children and adolescents, which give different family members. The author presents results of recent studies in which were found clear differences in the perception of social risks given by fathers and mothers, by parents with one and with two children. And also were made comparative analysis of the evaluation of social risk given by parents and the older generation of the family. Our results show that two main factors have impact on the evaluation social risks. There are gender factor and socio-cultural environment in which was growing present parents.
Keywords: social risks of development of children, evaluation of social risks, parents, grandparents, children and adolescents, growing in «perestroika», results of studies

2. Галина Нездемковская, Этнопедагогические аспекты социализации детей и молодёжи. Мудрость и гуманизм народных традиций
В статье раскрывается взаимосвязь воспитания и социализации; определяется роль гендерного подхода, труда и принципа учёта возрастных особенностей в социализации детей и молодёжи; рассматриваются средства традиционного народного воспитания и этнической социализации подрастающего поколения.
Ключевые слова: социализация, этнопедагогические аспекты, воспитание, гендерный подход, возрастные особенности, традиции.
Ethnopedagogical aspects of socialization of children and youth
In article the interrelation of education and socialization reveals; the role of gender approach and the principle of the accounting of age features in socialization of children and youth is defined; means of traditional national education and ethnic socialization of younger generation are considered/
Keywords: socialization, education, gender approach, age features, traditions.

№ 4

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Ринат Яхьяевич Рахматулин. Особенности формирования и развития социального потенциала молодёжи в условиях современного общества.

В статье рассматриваются вопросы формирования и развития социального потенциала молодёжи в условиях трансформации социальных взаимодействий государства и общества.
Ключевые слова: социальный потенциал молодёжи, кризис социализации, молодежная политика, гражданское общество.
Features of formation and development Social potential of Youth in modern Society.
The Article considers the Issues of formation and development of the Social Potential of Youth in the transformation of Social interactions of State and Society.
Key words: Social potential of Youth, youth Policy, civil Society.

2. Дмитрий Андреевич Парнов. Путь к профессии: государственная политика и преодоление трудностей в её реализации.
Профессиональное самоопределение -- трудная пора для подростков. В государственной программе развития образования на 2013-2020 г. особое внимание уделяется развитию творческого потенциала каждого молодого человека. Ориентация молодёжи на трудовую деятельность – важнейшая государственная задача. Автор статьи раскрывает опыт реализации программы, нацеленной на поддержку подростков в период их профессионального самоопределения и трудности на этом пути.
Ключевые слова: государственная политика, психолого-педагогическая поддержка, притязания подростков, ценность труда.
Way to a profession: a state policy and overcoming of difficulties in its realization.
Professional self-determination — a difficult period for teenagers. In a state program of a development of education on 2013–2020 the special attention is paid to development of creative potential of each young man. Orientation of youth to work — the major national objective. The author of article opens experience of implementation of the program aimed at support of teenagers during their professional self-determination and difficulty on this way.
Key words: state policy, psychology and pedagogical support, claims of teenagers, work value.

II. Социокультурная модернизация образования: потребность общества, заказ государства.
1. Полина Дмитриевна Клочинова. Центр социальной помощи семье и детям «Гармония»: двадцать лет профессиональной деятельности.

Боровский центр помощи семье и детям «Гармония» вот уже двадцать лет оказывает помощь населению в преодолении трудных, кризисных ситуаций. Эта жизнеспособная территориальная модель имеет свои технологии, с помощью которых активно оздоровляет, гармонизирует социум, развивая и модернизируя образование в городе и районе. Автор делится опытом этой важнейшей социально-педагогической деятельности.
Ключевые слова: территориальная модель помощи семье и детям, формы социальной поддержки, структура Центра, аспекты деятельности.
Center of the social help to a family and children «Harmony»: twenty years of professional activity.
The Bohr center of the help to a family and children «Harmony» here gives twenty years help to the population in overcoming of difficult, crisis situations. This viable territorial model has the technologies by means of which actively improves, harmonizes society, developing and modernizing education in the city and the area. The author imparts experience of this major social and pedagogical activity.
Key words: territorial model of the help to a family and children, forms of social support, structure of the Center, aspects of activity.

2. Владимир Свиридович Торохтий. Социально-педагогический подход в деятельности образовательных учреждений.
В современном образовании индивидуальный, личностно - ориентированный подходы существенно расширились, включая средовый, вариативно-модельный, коммуникативный, социокультурный и ряд других подходов в деятельности образовательной учреждений. Автор анализирует значимость социально-педагогического подхода.
Ключевые слова: социально-педагогический подход, воспитательный потенциал социума, потребности и способности личности.
Social and pedagogical approach in activity of educational institutions.
In modern education individual, it is personal-focused approaches significantly extended, including sredovy, variable and model, communicative, sociocultural and some other approaches in activity educational establishments. The author analyzes the importance of social and pedagogical approach.
Key words: social and pedagogical approach, educational potential of society, requirement and ability of the personality.

III. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодежи.
1. Ксения Михайловна Грабчук. Деятельность Штаба воспитательной работы в образовательных учреждениях Краснодарского края.

Воспитание детей – "вечная тема" педагогики. В этой теме есть актуальный аспект – профилактика отклоняющегося поведения подростков. В Краснодарском крае этому способствует созданный профессионалами Штаб воспитательной работы. Об опыте его деятельности -- предлагаемая статья.
Ключевые слова: модернизация образования, профилактика социальных отклонений, Штаб воспитательной работы, межведомственное взаимодействие.
Activity of Headquarters of educational work in educational institutions of Krasnodar Krai.
Education of children — «an eternal subject» of pedagogics. In this subject there is an actual aspect — prevention of deviant behavior of teenagers. In Krasnodar Krai it is promoted by the Headquarters of educational work created by professionals. About experience of its activity — the offered article.
Key words: modernization of education, prevention of social deviations, Headquarters of educational work, interdepartmental interaction.

2. Елена Гобова. Чувство привязанности у приемного ребенка к родителям – основа прочной семьи.
В статье анализируются особенности формирования чувства привязанности у приемного ребенка к приемным родителям. Особое внимание уделяется изучению природы двойственного отношения приемного ребенка к приемной матери путем сравнения с родной матерью, а также изменению отношения ребенка к приемной семье. Автор доказывает необходимость формировать чувства привязанности у приемных детей к приемным родителям. Это условие создания гармоничных детско-родительских отношений, условие эффективного воспитания приемных детей.
Ключевые слова: детско-родительские отношения, чувство привязанности, приемная семья, психическое здоровье, развитие, защита, безопасность, потребность в контактах.
Feeling of attachment at the adopted child to parents — a basis of a strong family.
In article features of formation of feeling of attachment at the adopted child to adoptive parents are analyzed. The special attention is paid to studying of the nature of the dual attitude of the adopted child towards the foster mother by comparison with the mother, and also to change of the relation of the child to a foster home. The author proves need to form feelings of attachment at adopted children to adoptive parents. This condition of creation of the harmonious child parental relations, condition of effective education of adopted children.
Key words: child parental relations, feeling of attachment, foster home, mental health, development, protection, safety, need for contacts.

III. Профессиональное социально-педагогическое образование.
1. Татьяна Сергеевна Просветова. Социокультурная среда вуза как условие развития личностно-социальных компетенций.

Стандарты профобразования нового поколения уделяют внимание социально-педагогическому аспекту высшего профессионального образования. Этому способствует создание социокультурной среды в вузе. Её особенности анализирует автор публикуемой статьи.
Ключевые слова: компетентностная парадигма современного образования, научная категория "среда", духовные, материальные, правовые и другие условия создания социокультурной среды.
Sociocultural environment of higher education institution as condition of development of personal and social competences.
Standards of professional formation of new generation pay attention social pedagogi cally to aspect of higher education. It is promoted by creation of the sociocultural environment in higher education institution. Its features are analyzed by the author of the published article.
Key words: competence-based paradigm of modern education, scientific category «environment», spiritual, material, legal and other conditions of creation of the sociocultural environment.

2. Сергей Леонидович Леньков. Инновационная деятельность – ресурс эффективного социально-педагогического образования.
Автор анализирует проблему профессионального развития педагогов, включая социальных педагогов, в новых социокультурных, научно-технических условиях. Выделена их особая подгруппа – педагоги инновационного образования. Классифицированы условия профессионального развития таких педагогов, обеспечивающие их инновационную деятельность.
Ключевые слова: профессиональная деятельность, социальный педагог, инновационное образование, условия профессионального развития, классификация.
Innovation Activity as a Resource Professional Socio-Pedagogical Education.
The problem of professional development of pedagogs, including social pedagogs, in the new socio-cultural, scientific and technological conditions. Highlighting their special subgroup - pedagogs of innovative education. Classified conditions for professional development of pedagogs to ensure their innovation.
Key words: professional activity, social pedagog, innovative education, terms of professional development, classification

3. Владимир Андреевич Фокин, Игорь Владимирович Фокин. Социальная педагогика и подготовка кадров в условиях глобализации.
Четверть века назад вузы страны стали готовить профессиональные кадры для сферы социально-педагогической деятельности. Проблемы глобализации оказывают на подготовку кадров огромное влияние. Разрабатываются новые системы программ и проектов региональной модели. Эти процессы анализируют авторы статьи.
Ключевые слова: региональные системы подготовки кадров, мобильность рабочей силы, социальные гарантии, бедность как форма насилия, интернет ресурсы.
Social pedagogics and training in the conditions of globalization.
Quarter of the century back higher education institutions of the country began to prepare professional shots for the sphere of social and pedagogical activity. Problems of globalization have huge impact on training. New systems of programs and projects of regional model are developed. These processes are analyzed by authors of article.
Key words: regional systems of training, mobility of labor, social guarantees, poverty as violence form, Internet resources.

IY. Становление и развитие социальной педагогики в России.
1. Сергей Сергеевич Хижняков. «Цель воспитания личности – в развитии социальной активности». Социальная педагогика в трудах и практике русского зарубежья.

В выпусках журнала за 2013–2014 гг. опубликован цикл историко-педагогических статей «Становление и развитие социальной педагогики в России». Однако история российской социально-педагогической мысли и практики была бы неполной без учёта наследия русского зарубежья – ученых и педагогов, оказавшихся после революции 1917 г. на чужбине. Их труды периода 1920-х – 1930-х гг. (в силу идеологических причин), в СССР не освещавшиеся, не только отражали преемственность с российской общественно-педагогической мыслью дореволюционных лет, но и генерировали идеи, созвучные основам социальной педагогики наших дней.
Ключевые слова: формирование личности, нравственное воспитание, уровни социальности, социальная активность, социально-психологическая реабилитация.
"The purpose of upbringing – in the development of social activity". Social pedagogy in the writings and practice of the Russian abroad.
In the journal issues published between 2013 and 2015, the cycle of historical and pedagogical articles "the Formation and development of social pedagogy in Russia." However, the history of the Russian social-pedagogical thought and practice would be incomplete without taking into account the heritage of the Russian Diaspora – scientists and teachers, which appeared after the revolution of 1917 in a foreign land. Their works of the period 1920s-1930s (for ideological reasons), in the USSR are not publicized, not only reflect continuity with the Russian social-pedagogical thought of the pre-revolutionary years, but also generated ideas, in tune with the basics of social pedagogy of our day.
Keywords: personality development, moral education, levels of sociality, social activity, social and psychological rehabilitation.

№ 5

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Татьяна Владимировна ВОЛОСОВЕЦ (Volosovets Tatiana), Елена Николаевна КУТЕПОВА (Kutepova Elena). Мигранты в России: право на трудовую деятельность. Организация комплексного экзамена для иностранных граждан с проблемами в здоровье.

Благополучие каждого человека во многом зависит от успешности его трудовой деятельности. Способствовать этому – гуманистическая функция любого государства. В России принят Закон (с 1 января 2015 года он вступил в силу) о праве иностранных граждан на осуществление трудовой деятельности. Таким образом эта гуманная миссия стала составляющей государственной политики России в отношении к мигрантам. Это право распространяется и на граждан с проблемами в здоровье – с нарушениями зрения и опорно-двигательного аппарата. Как и все остальные мигранты, они должны пройти соответствующий экзамен по русскому языку, истории России и основам законодательства Российской Федерации. Как помочь им в этом? Как учесть их особенности и индивидуальные затруднения при организации экзамена на право получить патент на трудовую деятельность? Об этом – публикуемая инструктивная статья.
Ключевые слова: трудовые мигранты, нарушения зрения, нарушения опорно-двигательного аппарата, лица с инвалидностью, специальные условия, комплексный экзамен, тестовые задания.
Migrants in Russia: the right on labor deyatelnost. The organization of complex examination for foreign citizens with problems in health.
Wellbeing of each person in many respects depends on success of his work. To promote it is humanistic function of any state. In Russia the Law is adopted (since January 1, 2015 it came into force) about the right of foreign citizens for implementation of work. Thus this humane mission became a component of a state policy of Russia in the attitude towards migrants. This right extends and on citizens with problems in health — with violations of sight and the musculoskeletal device. As well as all other migrants, they have to pass the corresponding examination in Russian, history of Russia and bases of the legislation of the Russian Federation. How to help them with it? How to consider their features and individual difficulties at the organization of examination on the right to take out the patent for work? About it is the published instructive article.
Key words: labor migrants, violations of sight, violation of the musculoskeletal device, the person with disability, special conditions, complex examination, test tasks.

II. Социокультурная модернизация образования: потребность общества, заказ государства.
1. Татьяна БОРИСОВА (Borisova Tatyana). Сельская молодёжь: развитие социальной активности и творческого потенциала.

Развитие социальной активности молодёжи, её творческого ресурса – это стратегическая линия государства, направленная на обеспечение социально-экономического, политического и культурного развития России, на достойное жизнеобеспечение молодёжи. В последние годы принят ряд постановлений, играющих важную роль в выработке комплекса мер по улучшению положения сельской молодежи в обществе, в создании нормальных условий жизни в сельской местности. Большую помощь оказывают молодым работники региональных и муниципальных властных структур.
Ключевые слова: молодёжь, социальная политика, целевые программы.
Rural youth: development of social activity and creative potential.
Development of social activity of youth, its creative resource — is the strategic line of the state aimed at providing social and economic, political and cultural development of Russia, at worthy life support of youth. In recent years a number of the resolutions playing an important role in development of a package of measures on improvement of provision of rural youth in society, in creation of normal living conditions in rural areas is adopted. Big help is given young by employees of regional and municipal power structures.
Key words: youth, social policy, target programs.

2. Любовь ШТЫЛЁВА (Lyubov Shtyleva). Вариативные модели деятельности социального педагога семейного профиля.
В статье проанализированы содержание и модели деятельности социального педагога семейного профиля, сложившиеся в отечественной практике социального обслуживания населения за последние годы, рассмотрено их соответствие нормативно-правовому контексту в связи с вступлением в силу с 01.01.2015 года нового Закона "Об основах социального обслуживания граждан в Российской Федерации" (ФЗ N 442 от 28.12.2013 г.) и профессиональному стандарту «Специалист по работе с семьёй».
Ключевые слова: социальный педагог семейного профиля, содержание и модель деятельности, вариативная модель деятельности.
Variable models of activity of the social teacher of a family profile
In article to analyse the contents and models of activity of the social teacher of a family profile which developed in domestic practice of social service of the population for the expired years to consider their compliance standard legal to a context in connection with coming into effect since 01.01.2015 of the new Law "About Bases of Social Service of Citizens in the Russian Federation" (Federal Law N 442 from 28.12.2013 g.) and professional standard "Family Specialist".
Key words: social teacher of a family profile, contents and model of activity, variable model of activity.

3. Михаил ПЛОТКИН (Mikhail PLOTKIN), Валентина БОЧАРОВА (Valentina BOCHAROVA). Профессиональный тезаурус как условие эффективной научно-практической деятельности
Французский философ, математик и физиолог Рене Декарт ещё в XVII веке оставил потомкам мудрый совет-предупреждение: "Определяйте значение слов. Этим вы избавите человечество от половины его заблуждений". Точное значение понятий особенно необходимо в науке: её тезаурус – показатель её развития, проникновения в глубины жизненных пластов, в явления окружающего мира. Социальная педагогика – наука сравнительно молодая. Но она уже выработала свою систему основных понятий, которыми оперируют не только учёные, но и практики. И очень важно, чтобы между ними в этой совместной деятельности не было разногласий, вызванных разночтением смысла слов. Предлагаем вашему вниманию понятийно-терминологический аппарат социальной педагогики -- её тезаурус и некоторые пограничные с этой наукой понятия. Надеемся на ваше активное его обсуждение и ждём ваших замечаний и дополнений.
Ключевые слова: социальная педагогика, социальный педагог, профессиональный тезаурус.
Professional thesaurus as condition of effective scientific practical activities
The French philosopher, the mathematician and the physiologist Ren? Descartes in the XVII century left to descendants wise council prevention: «Define word meaning. It you will relieve mankind of a half of his delusions». Exact value of concepts is especially necessary in science: its thesaurus — an indicator of its development, penetration into depths of vital layers, into the world around phenomena. Social pedagogics — science relatively young. But it already developed the system of the basic concepts with which operate not only scientists, but also practicians. And it is very important that between them in this joint activity there were no the disagreements caused by a different interpretation of sense of words. We bring to your attention conceptual terms framework of social pedagogics — its thesaurus and some concepts, boundary with this science. We hope for your its active discussion and we wait for your remarks and additions.
Key words: social pedagogics, social teacher, professional thesaurus.

III. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодежи.
Новый проект социальному педагогу-практику и политику
1. Сергей ХИЖНЯКОВ (Sergey Hizhnyakov). «Осуществление воспитательной идеи в течение многих столетий». Проблемы семьи, детства и воспитания в трудах российских мыслителей.

В своё время философ вывел точную, образную формулу многогранного понятия «культура». Он утверждал: всё, что сделано и делается многими поколениями, стало возможным только потому, что каждое новое поколение «стоит на плечах предшественников». Педагоги, социальные педагоги, воспитатели молодых поколений – не исключение из этого правила: «Только тот будет знать, чего можно и должно требовать от воспитания в настоящем, кто проследил за развитием и осуществлением воспитательной идеи в течение многих столетий…» Такова диалектика познания, развития науки и практики, по мысли историка педагогики Льва Николаевича Модзалевского. Журнал «Социальная педагогика в России» начинает публикацию проекта «Бесценное наследие отечественной социально-педагогической мысли (автор идеи и составитель проекта – историк, публицист Сергей Сергеевич Хижняков). Это не просто собрание цитат из произведений великих людей, - каждая мысль – некая «концентрированная» программа действий учителя, социального педагога, родителей, источник изучения ребёнка. Предлагаем вниманию читателей первую часть проекта. Библиографический указатель будет дан после завершения публикации проекта.
Ключевые слова: отечественная мысль о воспитании, требования к воспитанию, опыт отечественной истории, советы родителям, семья – важнейший воспитательный институт.
«Implementation of educational idea within many centuries». Problems of a family, the childhood and education in works of the Russian thinkers.
In due time the philosopher removed an exact, figurative formula of the many0sided concept «culture». He claimed: everything that is made and becomes many generations, became possible only because each new generation «costs on shoulders of predecessors». Teachers, social teachers, tutors of the younger generations — not an exception of this rule: «Only that will know that it is possible and has to demand from education in the present who tracked development and implementation of educational idea within many centuries …» Such is dialectics of knowledge, development of science and practice, according to the historian of pedagogics Lev Nikolaevich Modzalevsky. The «Social Pedagogics in Russia» magazine begins the publication of the project «A priceless heritage of domestic social and pedagogical thought (the author of idea and the author of the project — the historian, the publicist Sergey Sergeyevich Hizhnyakov). It isn't simple collection of quotes from works of great people — each thought — the certain «concentrated» action program of the teacher, social teacher, parents, a source of studying of the child. We bring to attention of readers the first part of the project. The bibliographic index will be given after end of the publication of the project.
Key words: domestic thought of education, requirements to education, experience of national history, councils to parents, a family — the major educational institute.

2. Галина УРУНТАЕВА (Galina Uruntayeva). Мир детства в рассказах А.П. Чехова.
Статья, которую мы вам представляем, не совсем типична для журнала «Социальная педагогика в России». Но она побудит читателей задуматься о том, каков он – мир детства, что угрожает его безопасности, что разрушает этот гармоничный мир. Автор пригласила в собеседники великого русского писателя Антона Павловича Чехова (155-летие со дня рождения, которого мы отмечаем в этом году). С его помощью автор убедительно показала, что угрозы миру детства – это равнодушие взрослых, их жестокость, отвержение от этого мира. Все эти ростки разрушают детскую душу, становятся истоком появления «трудных детей» с агрессией и девиантным поведением… Надеемся, что публикация поможет социальным педагогам и родителям лучше узнать детей, расширит их осведомлённость в вопросах возрастной психологии.
Ключевые слова: мир детства, гуманистические ценности, игра, образная логика познания детей, равнодушие взрослых, эмоциональное отвержение понимания личности ребенка, разрушение гармонии детского мира.
The world of the childhood in A.P. Chekhov's stories.
Article which we submit to you, isn't absolutely typical for the «Social Pedagogics in Russia» magazine. But she will induce readers to think of what it — the world of the childhood that threatens its safety that destroys this harmonious world. The author invited in interlocutors of the great Russian writer Anton Pavlovich Chekhov (the 155 anniversary since birth which we mark out this year). With its help the author convincingly showed that childhood threats to peace — this indifference of adults, their cruelty, rejection from this world. All these sprouts destroy children's soul, become an appearance source of «difficult children» with aggression and deviant behavior … We hope that the publication will help social teachers and parents to know better children, will expand their awareness in questions of age psychology.
Key words: world of the childhood, humanistic values, game, figurative logic of knowledge of children, indifference of adults, emotional rejection of understanding of the identity of the child, destruction of harmony of the Toy Store.

№ 6

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Валентина БОЧАРОВА. Социальная педагогика – научный компонент эффективной государственной политики России.

Во время большой пресс-конференции Президент РФ Владимира Путина с журналистами 17 декабря 2015 года (как и в предыдущих встречах с прессой) глава государства неоднократно обращался к социальным проблемам. Уже одно это свидетельствует о важности государственной социальной политики. Но её эффективность во многом зависит от глубокого знания этой отрасли, от опоры на достижения гуманистических наук и, особенно, социальной педагогики и практики. Об этом предлагаемая статья.
Ключевые слова: государственная социальная политика, преодоление научной замкнутости, универсальная значимость социально-педагогических знаний.
Social pedagogy is a scientific component of an effective state policy of Russia
During the big press conference the President of Russia Vladimir Putin with journalists on 17 December 2015 (as in previous meetings with the press) the head of state has repeatedly addressed social issues. This alone demonstrates the importance of state social policy. But its effectiveness is largely dependent on deep knowledge of the industry, from a reliance on the achievements of humanistic Sciences, especially social pedagogy, and practice. Proposed article.
Key words: state social policy, overcoming academic isolation, the universal relevance of socio-pedagogical knowledge.

2. Ольга СЕЛИВАНОВА. Развитие отечественной социальной политики в отношении семьи: тенденции, проблемы, перспективы.
Статья посвящена проблеме развития современной государственной политики в отношении семьи. Охарактеризованы общемировые тенденции построения политики в отношении семьи, а также особенности проявления тенденций в современных отечественных условиях (сочетание либерализации семейной политики с ярко выраженной тенденцией усиления контроля государства над приватной сферой жизнедеятельности семьи), дан анализ деятельности органов региональной системы социальной защиты населения Тюменской области.
Ключевые слова: семья, благополучная семья, государственная семейная политика, дисфункциональная семья, институт семьи.
Development of domestic social policy concerning a family: tendencies, problems, prospects.
Article is devoted to a problem of development of a modern state policy concerning a family. Universal tendencies of creation of policy for a family, and also feature of manifestation of tendencies in modern domestic conditions are characterized (a combination of liberalization of family policy to a pronounced tendency of strengthening of control of the state over the private sphere of activity of a family), the analysis of activity of bodies of regional system of social protection of the population of the Tyumen region is given.
Keywords: family, wellbeing family, state family policy, dysfunctional familiy, institute of a family

II. Социокультурная модернизация образования: потребность общества, заказ государства.
1. Владимир ФОКИН. Твиттер как средство социального воспитания молодых людей.

Статья посвящена анализу возможностей Твиттера в социальном воспитании молодых людей. Анализируется мотивация молодых пользователей Твиттера. Стимулирование общественно ценных мотивов позволяет социальным педагогам, воспитателям включать молодых людей в действия, направление на оказание помощи другим людям, клиентам социальных служб, попавшим в сложную жизненную ситуацию.
Ключевые слова: социальное воспитание, социальные педагоги, мотивация, электронно-сетевая социальная работа, информационно-коммуникационные технологии, Твиттер.
Twitter as means of social education of young people.
The article is dedicated to possibilities of Twitter in social education of young people. A motivation of young users of Twitter is analyzed. Stimulation of their motivation makes it possible to direct them on activities to help clients and other people who are in need.
Keywords: social education, social pedagogues, motivation, IT. Twitter.

III. Профилактика социальных рисков и девиантного поведения несовершеннолетних: подходы и пути решения.
1. Екатерина ШУБНИКОВА. Педагогическая профилактика зависимого поведения детей в образовательной среде: опора на ресурсы личности. (Публикация подготовлена в рамках поддержанного РГНФ научного проекта № 15-06-10170)

В статье представлен анализ этапов развития педагогической профилактики социальных отклонений детей и молодежи в России, рассмотрены цели, задачи и направления превентивной педагогической деятельности на каждом их них. В результате анализа автором показан процесс постепенного расширения понятия «профилактика наркомании» и возникновение новой категории «педагогическая профилактика зависимого поведения». Современное состояние проблемы требует дальнейшего развития превентивной педагогики, в рамках которой будут выработаны единые методологические подходы к первичной превенции зависимостей среди детей и молодежи.
Ключевые слова: педагогическая профилактика, зависимое поведение детей и молодежи, превентивная педагогика.
Pedagogical prevention of addictive behavior of children in the educational environment: reliance on the resources of the personality.
The article presents an analysis of the stages of development pedagogic the prevention of social deviations children and youth in Russia, examined goals, objectives, and directions of preventive of pedagogical activity on each of them are. As a result of the analysis by the author showed a the process of gradual expanding the concept of «drug prevention» and the emergence of a new category of «pedagogical preventive of addictive behavior». The present state of problem demands further development of preventive pedagogy, in which frameworks will to develop uniform methodological approaches to a primary of prevention addiction among children and young people.
Keywords: a pedagogical prevention, addictive behaviour of children and youth, preventive pedagogy.

IV. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодежи.
1. Ирина НОВИКОВА, Ольга ОСИПОВА. Организационно-педагогические условия успешной социализации студентов в постинтернатный период.

В статье описываются организационно-педагогические условия и модель успешной социализации детей-сирот в постинтернатный период. Модель стала элементом межведомственного взаимодействия по обеспечению успешной социализации м адаптации этих детей.
Ключевые слова: успешная социализация, постинтернатный период, патронат, сопровождение, адаптация.
Organizational and pedagogical conditions of successful socialization of students from among orphans, during the post-residential period
In article organizational and pedagogical conditions and model of successful socialization of orphan children during the post-residential period are described. This model is an element of interdepartmental interaction on ensuring successful socialization of orphan children during their post-residential adaptation.
Keywords: successful socialization, post-residential period, patronage, maintenance, adaptation

2. Светлана АРАКЧЕЕВА, Михаил РОЖКОВ. Социально-педагогическое сопровождение саморазвития подростков в условиях санаторной школы-интерната.
Авторы раскрывают опыт реализации модели социально-педагогического сопровождения саморазвития детей в воспитательной деятельности санаторной школы-интерната. Рассматривают способы создания условий для внутреннего раскрепощения ребенка, что является основой его субъектно¬сти. Обосновываются критериями готовности детей к саморазвитию - мотивационный, деятельностный и рефлексивный. В школе создана целостная система лечебно-оздоровительной, образовательной и воспитательной работы, основанная на взаимодействии всех участников образовательного процесса.
Ключевые слова: саморазвитие, социально-педагогическое сопровождение, принципы социально-педагогического сопровождения саморазвития.
Socio-pedagogical support self-development of teenagers in conditions of sanatorium boarding school.
The authors reveal the experience of the implementation of the model of socio-pedagogical support self-development of children in educational sanatorium boarding school. Consider ways to create conditions for the internal emancipation of the child, which is the basis of its subjectivity. Justified by criteria of children's readiness to self-development and motivational, activity and reflexive. The school has a holistic system of therapeutic, educational and educational work, based on the interaction of all participants of educational process.
Keywords: self-development, socio-pedagogical support, the principles of socio-pedagogical support of self-development.

Социальному педагогу-практику и политику
Сергей ХИЖНЯКОВ. «Осуществление воспитательной идеи в течение многих столетий». Русские мыслители о психологической безопасности детей.

В предыдущем выпуске журнала мы начали публикацию проекта, посвящённого высказываниям великих людей, мыслителей и педагогов о проблемах семьи, воспитания, отношения детей и взрослых в семье, в школе, в социуме. Это мудрое, бесценное наследие, значимость которого не утратила свою высокую ценность и в наши дни. Продолжаем публикацию проекта.
Ключевые слова: этика общения детей и взрослых, пространство доверия – зоны безопасности.
«Implementation of educational idea within many centuries». Russian thinkers of the psychological safety of children.
In the previous issue we began publishing project dedicated to the sayings of great men, thinkers and teachers about issues of family, education, relationships, children and adults in the family, at school, in society. It is wise, priceless heritage, the significance of which has not lost its high value in our days. We continue publishing of the project.
Keywords: ethics of communication between children and adults, a space of trust security zone.

V. Профессиональное социально-педагогическое образование.
1. Фаина Ильинична КЕВЛЯ. Социальные педагоги овладевают психотерапевтическими умениями.

Разработка новых теорий и технологий личностно ориентированного образования обращена, прежде всего, к ребёнку (подростку, юноше) как доминантная ценность. Осознание этого требует постоянного повышения компетентности педагога, его профессионального развития, роста мастерства. Сегодня этими проблемами активно занимаются институты повышения квалификации, кафедры госуниверситетов — методисты и учёные, давая возможность учителям и социальным педагогам повышать профессиональный уровень на рабочем месте с помощью активных форм деятельности. Об этом — предлагаемая статья.
Ключевые слова: компетентность педагога, профессиональное развитие, личностное развитие ребёнка.
Social workers possess psychotherapeutic skills.
The development of new theories and technologies of personality-oriented education is addressed primarily to the child (teenager, youth) as the dominant value. This realization requires a constant increase of competence of teachers and their professional development, growth of skill. Today these issues are actively engaged in the training institutes, Department of state universities — methodologists and scientists, giving the opportunity for teachers and social workers to improve the professional level in the workplace through active forms of activity. About this proposed article.
Key words: teacher competence, professional development, personal development of the child.

2. Татьяна ПАРФЁНОВА. Формирование активной гражданской позиции будущих социальных педагогов в процессе непрерывной профессиональной подготовки.
Соответствовать требованиям времени и отвечать на его вызовы может только профессионально подготовленный специалист социальной сферы. Для этого необходимы не только профессиональные, но и личностные качества социального педагога: активная гражданская позиция, инициативность и ответственность, способность не только помогать детям и их семьям, но и преобразовывать, гармонизировать социум. Преподаватели Поволжской государственной социально - гуманитарной академии используют разнообразные формы и методы воспитания у студентов – будущих социальных педагогов этих необходимых для эффективной деятельности качеств. Об этом -- предлагаемая статья.
Ключевые слова: способы формирования гражданской позиции, социальная инициатива личности, преобразование социума, социально-педагогическое проектирование.
Formation of an active civic stand of future social teachers in the course of continuous vocational training
To conform to requirements of time and only professionally trained professional of the social sphere can answer his calls. Are for this purpose necessary not only professional, but also personal qualities of the social teacher: an active civic stand, initiative and responsibility, ability not only to help children and their families, but also to transform, harmonize society. Teachers Volga region state socially — humanitarian academy use various forms and methods of education at students — future social teachers of these qualities, necessary for effective activity. About it is the offered article.
Key words: ways of formation of a civic stand, social initiative persons, transformation of society, social and pedagogical design.