Архив публикаций - 2014 год

№ 1

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Надежда Перетягина. Целостность и ценность образования: что этому мешает

В прошлом выпуске журнала мы начали разговор о целостном образовании как основе его качества. Высокое качество образования, образование через всю жизнь, целостное образование… В профессиональной лексике очень часто употребляются эти понятия как основа социально-экономического благополучия общества. Но на пути к такому образованию сегодня немало препятствий. Это и издержки социальной политики в области образования, и кадровые издержки, и массовое нежелание наших детей учиться. О причинах этих явлений – предлагаемая статья.
Ключевые слова: целостное образование, образование – ценность, образование – польза, общественное сознание, запросы общества.
Nadezhda Peretyagina. Entirety and Value of Education: What is it prevented by?
The previous issue of our Journal began the conversation concerning entirety of education as the basis of its quality. Such notions as a high quality of education and education gets through a person’s whole life are often used as the basis of the society socio-economic well-being. But there are many obstacles to-day on such an education way: some social policy expenses in the field of education as well as some staff expenses, unwillingness to learn among the most of our children, etc. These phenomena reasons are observed by the article. Key words: entirely education; value of education; benefit of education; social consciousness; social requirements.

II. Социокультурная модернизация образования: потребность, общества, заказ государства
1. Ирина Лотова. Социально-психологическое и педагогическое спровождение детей-сирот к самостоятельной жизни

Автор раскрывает технологию сопровождения детей-сирот с помощью социальных учреждений и их службы сопровождения.
Ключевые слова: служба сопровождения, индивидуальный план постинтернатного сопровождения, развитие ключевых компетенций, конфиденциальность информации.
Irina Lotova. Socio-Psychological and Pedagogical Accompaniment of the Orphan-Children in Their Independent Life.
It is some technology of the orphan-children accompaniment by means of the social institutions and their accompaniment service is revealed by the author.
Key words: accompaniment service, individual plan of post-boarding school accompaniment; development of key competences; information confidence.

2. Оксана Чиркова. Учебный план учреждения среднего профобразования включает проблему социальной компетентности рабочего человека
Каждый человек выстраивает свою траекторию жизни в социальном пространстве, общается с разнообразными людьми в быту и на работе. Для этого надо обладать социальной компетентностью. О сущности этого понятия, о способах формирования социальной компетентности у молодых рабочих – предлагаемая статья.
Ключевые слова: социальная компетентность, деятельностно-модульная основа обучения, социально значимая деятельность.
Oksana Chirkova. Social Competence Formation in the Future Workers-Pupils of the Professional Secondary Educational Institutions
Each person follows his own pathway of life in the social environment associating with different people in his private life and work. It demands to have some social competence. It is about this notion essence and about modes of the social competence formation in young workers the article informs.
Key words: social competence; active and modular basis of training; work of social significance.

III. Психолого-педагогические условия социальной безопасности детей и молодёжи
1. Ольга. Гукаленко. Методологические основы социально-педагогического обеспечения безопасности детей и молодёжи в поликультурном пространстве России

В статье рассматриваются методологические основания, сущность и отдельные подходы к социально-педагогическому обеспечению безопасности детей и молодёжи в поликультурном пространстве России. В качестве главных методологических ориентиров в работе выступают: философия гуманизма, кросскультурализм, социальная детерминированность поликультурного образовательного пространства. Определены задачи и способы обеспечения безопасности детей и молодёжи на интегральной основе. Поликультурное образовательное пространство представлено как фактор социальной стабильности, путь реализации аксиологических императивов, форма социально-педагогического сопровождения защиты детей и молодёжи. Процесс обеспечения безопасности детей и молодёжи обосновывается в контексте принципов культуросообразности, диалога культур, а также идей патриотизма, интеграции и российской общности.
Ключевые слова: национальная безопасность РФ; социальная педагогика; поликультурное образовательное пространство; социально-педагогическая безопасность; поддержка и защита детства; безопасная среда; безопасный образ жизни; безопасность жизнедеятельности; гражданско-правовая безопасность; информационная безопасность; социальное взаимодействие; духовно-нравственная безопасность; социальное партнёрство.
In article the methodological bases, essence and separate approaches to social pedagogically safety of children and youth in polycultural space of Russia are considered. As the main methodological reference points in work act: humanity philosophy, krosskulturalizm, social determinancy of polycultural educational space. Tasks and ways of implementation of process of safety of children and youth on an integrated basis are defined. The polycultural educational space is presented as a factor of social stability, a way for relaization of axiological imperatives, a form of social and pedagogical maintenance of safety of the personality. Process of safety of children and youth locates in a context of the principles of a kulturosoobraznost, dialogue of cultures, and also ideas of patriotism, integration and the Russian community.
Keywords: National security of the Russian Federation; social pedagogics; polycultural educational space; social and educational safety; support and protection of the childhood; safe environment; safe way of life; health and safety; civil safety; information security; social interaction; spiritual and moral safety; social partnership.

2. Ольга Лебедь, Марина Гусева, Григорий Цейтман. В семье – тяжело больной ребёнок. Изучение такой семьи и работа с нею
Жизнь большинства семей, имеющих ребёнка-инвалида (в том числе с онкологическим заболеванием), характеризуется рядом серьёзных социальных проблем: снижается социальный статус и материальное положение, нарушаются внутрисемейные отношения, здоровым детям не хватает моральных и материальных ресурсов семьи. Статья посвящена анализу проблемы, специфике социально-педагогической работы с семьями, дети которых имеют тяжелое заболевание.
Ключевые слова: дети-инвалиды, детская онкология, социальная реабилитация, поддержка семей, адаптационные ресурсы семьи.
Olga Lebed, Marina Guseva, Grigoriy Tseitman. There is a Severely Ill Child in the Family. Investigating the family and work with it.
Life of the majority of families having disabled children (including children with oncology diseases) is characterized by some serious social problems: low social status and hard financial situation, interfamilial relations are usually broken, the family healthy children feel lack of moral and material family resources. The article analyses such family problems as well as specificity of the socio-pedagogical work with them.
Key words: disabled children; child oncology; social rehabilitation; support of families; family adaptation resources.

IV. Профессиональное социально-педагогическое образование
1. Михаил Плоткин. Научные категории социальной педагогики: развитие тезауруса

Проблемы выявления и развития основных категорий социальной педагогики, выделения их основных функций – далеко не новы. Но они очень сложны, требуют нового осмысления в современных условиях развития социальной педагогики как науки, сферы практической деятельности и образования, системы социально-педагогической подготовки как социальных педагогов и социальных работников, так и других специалистов социальной сферы. В этом контексте научные понятия социальной педагогики зеркально отражают особенности генезиса её теории и позволяют с современных позиций вести анализ многообразной социально-педагогической практики.
Ключевые слова: категории как научные понятия, социально-педагогическая деятельность, социум, функциональное поле социальной педагогики; гуманизация, примат личности и семьи, социальное воспитание, взаимодействие социальных институтов.
Mikhail Plotkin. Science Categories of the Social Pedagogy: A Thesaurus Development
The problems of revealing and developing the social pedagogy basic categories, distinguishing their main functions appear not to be new. But they are too complicated demanding a new comprehension in the up-to-date conditions of the social pedagogy development being a science, a sphere of practical activity and education, a system of socio-pedagogical training of social pedagogues as well as social workers and other specialist of the social sphere. That’s why the social pedagogy scientific notions reflect peculiarities of its theory genesis and enable us to analyze diversity of the socio-pedagogical practice from the contemporary positions.
Key words: categories as science notions; socio-pedagogical activity; social environment; social pedagogy functional field; primacy of a person and family; social education; interaction of social institutes.

2. Зоя Лаврентьева. Исследовательская деятельность в социально-педагогическом профессиональном образовании
Профессионализм специалиста социально-педагогической сферы во многом зависит от творчества, инициативы, умения анализировать ситуацию. Все эти качества воспитывает у будущих профессионалов исследовательская деятельность в условиях двухступенчатого высшего образования. О том, как организована в вузе исследовательская деятельность, – предлагаемая статья.
Ключевые слова: методологическое мышление, исследовательские группы, научное сообщество, исследовательское обучение, риски исследования.
Zoya Lavrentyeva. Research Activity in the Socio-Pedagogical Professional Education
Professionalism of a specialist in the socio-pedagogical sphere mostly depends upon his creativity, initiative features, ability to analyze a situation. All these qualities are obtained by the future professionals in the process of their research work during the two-step higher education. The article concerns the way the research work to be organized in the higher educational institutions.
Key words: methodological way of thinking; research groups; scientific association; research training; risks in research.

V. История социальной педагогики в России
2. Сергей Хижняков. «Задачи педагогики отнюдь не сводятся к чему-то школьному…». Развитие социально-педагогических исследований в СССР 1920-х – начала 1930-х гг.

В продолжение публикаций историко-педагогического цикла «Становление и развитие социальной педагогики в России» (см. №№1–5) вниманию читателей предлагается очередной очерк, повествующий о социально-педагогических исследованиях и экспериментах в СССР 1920-х – начала 1930 гг. Именно тогда были разработаны важнейшие методологические основы будущей социально-педагогической науки и практики, восходящие к личностно-средовым воздействиям, педагогике и педагогизации социальной среды, её рациональной организации и управления ею. Плодотворным итогом социально-педагогических исследований тех лет стали методики изучения и социализации формирующейся личности.
Ключевые слова: педагогика двора, социальное воспитание, педагогика среды, личностно-средовый контекст, педагогизация среды.
Sergey Khizhnyakov. “The Pedagogy Tasks do not Come to Something of Schooling…”
In continuation of publishing the historical and pedagogical cycle “Formation and Development of the Social Pedagogy in Russia”(NN 1-5, 2013) we offer the next essay in turn concerning the socio-pedagogical researches and experiments in the USSR of the 20th and beginning of the 30th last century. Just at that time the most important methodological bases of the future socio-pedagogical science and practice were elaborated ascending to the pedagogy of social environment and its rational organization and management and resulting in elaboration of methods in investigation and socialization of the forming person.
Key words: pedagogy of court; social education; pedagogy of environment; personal and environmental context; pedagogic influence upon environment.

№ 2

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Валентина Бочарова. Социальная педагогика в контексте политических событий в России и за рубежом

В статье характеризуется состояние гуманитарных, в том числе  педагогических, исследований в контексте современных политических событий в России и за рубежом. Раскрываются проблемные вопросы реформирования Российской академии образования, противоречия этого процесса, риски, связанные с перспективами развития гуманитарных наук, их влиянием на социальную практику, реальные политические события в стране, детско-молодёжной среде.
Ключевые слова: социальная педагогика, гуманитарные науки, социальная политика, среда обитания, институт социальных педагогов.
Valentina Bocharova. Social Pedagogy within the context of Political Events in Russia and Abroad
The article characterizes the state of humanitarian, including pedagogical, researches from the viewpoint of the up-to-date political events in Russia and abroad. There are revealed some problem questions of the Russian Academy of Education, this process contradictions as well as risks connected with perspectives in development of the humanitarian sciences, their influences upon social practice, real political events in the country and upon the children and youth environment.
Key words: social pedagogy, humanitarian sciences; social policy; life environment; institute of social pedagogues.

2. Марина Гурьянова. Специализации социальных педагогов: вызов развивающегося российского общества
В статье раскрываются различные специализации социальных педагогов, обусловленные потребностями основных социальных групп населения, прежде всего, детей.
Ключевые слова: школьный социальный педагог, поселенческий (сельский) социальный педагог, социальный педагог для работы с молодёжью, социальный педагог для уличной работы, социальный педагог для работы в учреждениях образования, социальной защиты, социальный педагог для учреждений здравоохранения.
Marina Guriyanova. Specialization of the Social Pedagogues: Challenge of the Russian Developing Society
The article reveals different specializations of the social pedagogues as responses to demands of the basic social groups of the Russian contemporary society, the children first of all.
Key words: school social pedagogue; settlement social pedagogue; social pedagogue in work with youth; social pedagogue in street work; social pedagogue in educational institutions work; social pedagogue in social protection institutions; social pedagogue in public health services.

II. Социокультурная модернизация образования: потребность общества, заказ государства
1. Николай Родичев, Людмила Грачева, Социально-профессиональное самоопределение молодёжи современного отечественного образования

Вызовы постиндустриального общества изменили цели и приоритеты образования в целом, а также обозначили новые подходы в подготовке будущих выпускников школы к профессиональной и другой социально востребованной деятельности. Предлагаемая статья – о педагогической поддержке молодёжи в современных условиях, когда выбор профессии, перестав быть статичным, характеризуется непрерывностью, а образовательное и социально-профессиональное самоопределение происходит в различных формах и многократно.
Ключевые слова: социально-профессиональное самоопределение, непрерывное образование, комплексный подход к педагогической поддержке, социальное партнёрство, компетентностный подход в образовании.
Nikolai Rodiechev, Liudmila Gracheva. Support of the Young People’s Socio-Professional Self-determination in Perspective and the ‘Lifelong Education’ Problems in Russia
Postindustrial challenges have greatly influenced objectives and priorities of education in general. Moreover, they have caused new approaches to preparing future school leavers for professional and other socially required activities. The article covers perspectives of pedagogical support taking into consideration the new socio-economic environment wherein the choice of profession is no longer static and, on the contrary, viewed as a ‘lifelong’ process; at the same time, educational and socio-professional self-determination tends to take place in different forms several times throughout life.
Key words: socio-professional self-determination, lifelong education, complex approach to pedagogical support, social partnership, competence approach in education.

III. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи
1. Андрианова Роза. Социальное здоровье детей и молодежи в поликультурной среде

Автор анализирует причины социального неблагополучия детей и молодежи, определяет условия обеспечения их социального здоровья в поликультурной среде.
Ключевые слова: социальное здоровье, поликультурная среда, проявления национализма и ксенофобии, интолерантные установки, воспитание полисубъектной здоровой личности, взаимодействие социальных институтов
Roza Andrianova. Social Health of Children and Youth in the Multicultural Surroundings
The author analyses the causes of social trouble of children and youth, determines the conditions in providing their social health in the multicultural surroundings.

2. Лидия Скрябина, Айгуль Фазлыева. Взаимодействие социального педагога с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации
Дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации  самая распространённая категория нашего населения, требующая помощи социального педагога школы. Как войти к ним в доверие, что делать с ними и с их семьями? Как обеспечить социально-психологическую безопасность их жизни? Об этом  предполагаемая статья.
Ключевые слова: стратегия развития в интересах детей, социально-педагогическая поддержка, технология взаимодействия социального педагога с детьми.
Lidiya Scrybina, Aigul Razliyeva. The Social Pedagogue Interaction with the Children Being in a Hard-Life Situation.
The children in a hard-life situation appear to be the most spread category of our population that demands the school social pedagogue help. Which way to gain children’s trust? What to do with them and their families? Which way to provide socio-psychological security of their life? The article concerns the problems like these.
Key words: strategy of development in children’s interests; socio-pedagogical sustain; technology of social pedagogue interaction with children.

3. Людмила Акулова. Гармонизация детской судьбы. Размышления социального педагога
Многообразны ситуации, нарушающие гармонию детства, но, как правило, в их основе – равнодушие родителей, их порочный образ жизни (пьянство, наркомания), отсутствие лада в семье. И столь же многообразен творческий поиск социальных педагогов, направленный на то, чтобы вернуть ребёнку нормальное детство, гармоничные отношения с родителями и другими родственниками. О трудностях и радостях на этом пути размышляет сельский социальный педагог.
Ключевые слова: социально-реабилитационный центр, социально-опасные ситуации, семьи группы риска, работа с социальной сетью.
Lyudmila Akulova. Harmonization of the Children’s Environment. The Social Pedagogue Reflections.
The situations which destroy the childhood harmony are diverse and as a rule they are evoked by parents’ indifference, their vicious way of life (drunkenness, addiction), as well as absence of harmony in the family. There is also diverse the social pedagogues creative search to bring a normal childhood, harmonic relations with parents and other relatives back to children. The article contains the social pedagogue reflections concerning hardships and joys on this way.
Key words: social and rehabilitational center; socially dangerous situations; families of risk group; work in social net.

IV. Профессиональное социально-педагогическое образование
1. Ольга Лебедь. Подготовка специалистов к работе с семьями группы особого риска

В настоящее время наиболее остро стоит задача получения достаточных психолого-педагогических знаний и навыков будущими социальными педагогами для поддержки семей, находящихся в социально опасной жизненной ситуации. Технология, представленная совокупностью реализуемых поэтапно целевого, содержательного, процессуального, диагностического и результативного компонентов, – эффективное средство формирования готовности будущих социальных педагогов к поддержке семей.
Ключевые слова: социально-реабилитационный центр, социально-опасные ситуации, семьи группы риска, работа с социальной сетью.
Olga Lebed.Training of Specialists to work with families of the special risk-group
It is the task of an acute importance for the future social pedagogues to get sufficient psycho-pedagogical knowledge and experience to support the families being in a socially dangerous situation. The technology included complex of some targeted, content-related, processual, diagnostic and resultative components being realized on a step-by-step basis appears to be an effective means in formation of the future social pedagogue readiness to support the families.
Key words: families of special risk-groups; technologies of specialists training; family resources; modular educational subjects.

№ 3

I. Социальная педагогика и социальная политика
2. Валентина Бочарова. Профессиональное становление и развитие корпуса специалистов социальной сферы в России: уроки международного опыта

В каждой стране и в Российской Федерации принципы профессиональной подготовки социальных работников и социальных педагогов, характерные для всего мира, отражены в своей адаптированной системе профессионального образования – в его содержании, системе дидактических средств и технологий, в образовательных структурах и организационных формах. О задачах, формах, методах профессионального образования в современном мире – предлагаемая статья.
Ключевые слова: профессионализация специалистов, потенциал российской модели, научное обеспечение практики, закат американской модели, теория «государства всеобщего благоденствия», работа с семьёй, модули – основа самообразования.
Valentina Bocharova. Professional Formation and Development of the Social Sphere Specialists in Russia: Lessons of the International Experience
In each country, in Russian Federation as well, principles of professional training of the social workers and social pedagogues of the whole world are reflected in the professional education adapted system that is in its content, didactic means and technologies system, educational structures and organized forms. It is some tasks, forms, methods of the professional education in the contemporary world the article considers.
Key words: specialist professionalization; Russian model potential; practice scientific providing; decline of American model; “state of general prosperity” theory; work with family; module is basis of self education.

II. Социокультурная модернизация образования: потребность общества, заказ государства
1. Марина Гурьянова. Институт социальных педагогов в современной России: востребованность профессии, гармонизирующей жизнь социума и человека

Статья посвящена осмыслению развития института социальных педагогов в современной России. Опираясь на результаты исследований, автор анализирует современное состояние института социальных педагогов в России, раскрывает противоречия, тенденции, перспективы его развития.
Ключевые слова: российский социум, институт социальных педагогов, городские и сельские поселения, школьный социальный педагог, поселенческий социальный педагог, социальный педагог семейного профиля.
Marina Guryanova. Institute of Social Pedagogy in the Contemporary Russia: Requirement of the Profession that Harmonizes Social Environment and a Human Being
The article concerns understanding of the institute of social pedagogy development in the contemporary Russia. Basing upon the research results the author analyses the up-to-date state of the institute of social pedagogy in Russia, reveals some contradictions, tendencies and perspectives in its development.
Key words: Russian social environment; institute of social pedagogues; city and rural settlements; school social pedagogue; settlement social pedagogues; family social pedagogues.

2. Любовь Штылева. Социокультурная обусловленность социально-педагогических идеалов воспитания современных мальчиков и девочек
В статье теоретически обоснован гендерный компонент социально-педагогического идеала образовательной модели, соответствующей постиндустриальной культуре. Поставлены актуальные вопросы гендерной социализации современной молодёжи и подростков, требующие разработки современного педагогического сопровождения.
Ключевые слова: тип культуры, гендерные характеристики культуры, ценности, социокультурные нормы, образовательная модель, гендерный компонент образования, гендерная социализация детей и молодежи.
Lybov Shtyleva. Sociocultural conditionality of social and pedagogical ideals of education of modern boys and girls.
In article need of introduction of gender indicators in methodology culturological approach on the basis of which the interrelation between transformations of a gender component of types of culture and changes of gender characteristics of educational models in Russia (XYIII-of the head of the XXI centuries) is analysed is proved. The gender component of a social and pedagogical ideal of the educational model corresponding to post-industrial culture is theoretically reasonable. Topical questions of gender socialization of modern youth and the teenagers, demanding development of modern pedagogical maintenance are raised.
Keywords: culture type, gender characteristics of culture, value, sociocultural norms, educational model, gender component of education, gender socialization of children and youth.

3. Светлана Беличева. Специфика социально-педагогической деятельности в использовании методов диагностики
Обилие диагностических методов, существующих в настоящее время, ставит перед психологами и социальными педагогами проблему выбора эффективных диагностических методик, которые должны соответствовать функционалу специалиста, целям и задачам диагностического обследования. Статья, которую мы предлагаем, − это методические рекомендации социальному педагогу по изучению личности детей, подростков, юношей и девушек с использованием современных методов диагностики.
Ключевые слова: методы социально-педагогической диагностики, возрастные особенности детей, социализация, сопровождение, индивидуальные траектории развития, коррекция, социальная инфраструктура, межведомственное взаимодействие.
Svetlana Belicheva. Specificity of the Socio-Pedagogical Activity in Using Some Diagnostics Methods
The article contains some methodical recommendations for a social pedagogue to study persons of children, teenagers, youth, using the contemporary methods of diagnostics.
Key words: methods of socio-pedagogical diagnostics; age peculiarities of children; socialization; accompaniment; individual trajectory of development; correction; social infrastructure; interdepartmental relationships.

III. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи
1. Михаил Плоткин. Психолого-педагогические тенденции обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи в современных условиях

Социальная безопасность детей и подростков – понятие многофакторное, зависящее не только от гармоничной образовательной среды, но и от социально-экономического, политического, духовно-нравственного состояния общества, от качества государственной социальной политики. Все эти проблемы анализирует автор статьи и даёт рекомендации учителям и социальным педагогам, как предупредить риски социальной безопасности.
Ключевые слова: критерии социальной безопасности, принципы социального государства, безопасное развитие личности, ранговый ряд угроз, социальные риски, принципы гуманистического воспитания.
Mikhail Plotkin. Psycho-Pedagogical Tendencies to Provide Social Security of Children and Youth under Contemporary Conditions
Social security of children and youth is a multifactorial notion being depended not only upon a harmonious educational environment but also upon socio-economic, polytechnic, spiritual and moral society states as well as upon quality of the state social policy. All these problems are analysed by the author, giving recommendations to teaches and social pedagogues which way to prevent social security risks.
Key words: criteria of social security; principles of social state; secure development of person; rank row of threats; social risks; principles of humanistic education.

2. Светлана Дергачева. Социально-воспитательная работа с детьми и их семьями – основа гармонизации отношений в сельском социуме
В аграрном секторе в последние десятилетия, заметно снизился уровень жизни селян. Сельские семьи в основном сосредоточены на том, как обеспечить своё существование. Увеличилось число неполных, социально неблагополучных и приёмных семей, появилась новая категория – «вахтовые» семьи. Снижение материального уровня населения стало причиной роста семейного неблагополучия. Как преодолеть эту ситуацию? Ответ на этот вопрос даёт автор предлагаемой статьи. Социально-педагогический поиск форм работы школы и семьи привёл к ощутимой гармонизации сельского социума.
Ключевые слова: безопасное пространство, социальные проекты, контакты школы и семьи, межведомственное взаимодействие, образовательные комплексы, социальная гармония.
Svetlana Dergachyeva. Socio-Educational Work with Children and their Families is the Basis for Harmonization of the Social Environment.
The agrarian sector has demonstrated decrease of the villager life. The village families have concentrated their attention on the main aim which way to provide their existence. There is increased the number of socially incomplete unhappy and adopted families and a new category has appeared - so called “special-shift work” families. The living conditions decrease has become the reason of the family troubles. Which way to overcome this situation? The author gives the answer: it is the socio-pedagogical search of forms of school and family work has led to some harmonization of the rural social surrounding.
Key words: safe space; social projects; school and family contacts; interdepartmental interactions; educational complexes; social harmony.

IV. Профессиональное социально-педагогическое образование
1. Тамара Щелина. Социально-педагогическое обеспечение личностного и профессионального развития студентов

Реальность современного развития России отражает объективную закономерность, согласно которой чем более сложна социальная структура общества, чем далее оно продвинулось в социально-экономическом развитии, тем больше потребность в «человеческом капитале» определённого качества и тем большие ресурсы общество затрачивает на его подготовку и доподготовку. С этих позиций вполне понятны высокие требования к качеству образования и компетентности специалистов, ответственных за будущее России, её место и роль в мировом сообществе. О том, как реализуется этот заказ – предлагаемая статья.
Ключевые слова: заказ системе высшего образования, мотивы выбора профессии, социальное воспитание, социальный опыт, технологии социально-педагогического профессионального развития будущих специалистов.
Tamara Shchelina. Socio-Pedagogical Providing of Personal and Professional Development of Students
Reality of the contemporary development of Russia reflects the objective regularity – the more complex the society social structure, the more it is advanced in its socio-economic development, the higher its need in «man”s capital of a definite quality and the more resourses the society spends for its training/ From this positions it is quite clear the high demands towards the quality of education and towards the competence of the specialists who are responsible for the Russia future, for its place and role in the world community It is problems the article concerns.
Key words: order to high education system; motives of professional choice; social education; social experience; technologies of socio-pedagogical professional development of future specialists.

№ 4

I. Социальная педагогика и социальная политика
2. Александр Егорычев, Ирина Федосеева. Образование и общество: проблемы развития высшего профессионального образования начала XXI в.

Новые реалии нашего общества, вступившего в рыночную экономику, потребовали модернизации многих сфер жизни, в том числе системы образования всех уровней – от начального до высшего профессионального. Но 20-летие модернизационных процессов в образовании не привели к его эффективности, необходимой обществу. О причинах этого, о соотношении отечественных традиций и зарубежных заимствований, о безудержном стремлении к технологическому прогрессу и потреблению материальных благ как смысле жизни рассуждают авторы статьи, предлагая варианты решения этой проблемы.
Ключевые слова: экономоцентризм, смысл жизни и представление о счастье, издержки модернизации образования, ориентиры государственной политики, стратегия развития национального образования.
Aleksandr Yegorichev, Irina Fedoseyeva. Education and Society: Problems of Development of the Higher Professional Education at the beginning of the XXI Century
New realities of our society that has entered the market economy demanded modernization of many life spheres, as well as the system of education of all levels, from the fist level till the higher professional one. But the 20-year - process of modernization in education has not evoked its effectiveness that was indispensable for our society. The authors are reflecting upon the reasons of what has said, upon correlations of native traditions and foreign borrowings, upon unrestrained intention to some technologic progress and consumption of material benefits as meaning of life, and offering variants of this problem decision.
Key words: economic centralism; meaning of life; vision of happiness; penalty of education modernization; orienting points in state policy; strategy in development of national education.

II. Социокультурная модернизация образования: потребность общества, заказ государства
1. Валерия Масленникова. Компетентностный подход к воспитанию социально-ориентированной личности будущего специалиста социальной сферы

Автор делает попытку раскрыть особенности воспитания социально-ориентированной личности применительно к формированию специалиста – социального работника – на основе компетентностного подхода. Предлагается психолого-педагогическая модель социально-ориентированной личности.
Ключевые слова: приоритетные качества социально-ориентированной личности: социальная ответственность, гражданственность, социальная активность, уверенность в себе, коммуникативность.
Valeriya Maslennikova. Competence-Based Approach to Education of a Socially Oriented Person as a Social Sphere Specialist
The author undertakes the attempt to reveal peculiar properties of a socially oriented person relating to formation of a professional social sphere specialist on the basis of a competence approach. Some psycho-pedagogical model of a socially oriented personality is offered.
Key words: higher- priority properties of socially oriented personality; social responsibility; civic consciousness; community relief; self-assurance; communicativeness.

2. Екатерина Шубникова. Методологический анализ подходов и моделей профилактики зависимого поведения в образовательной среде
Три года назад Минобрнауки РФ утвердило «Концепция профилактики употребления психоактивных веществ в образовательной среде». Но многие педагоги, психологи и социальные педагоги не обладают необходимыми компетенциями для реализации требований этого документа. Одна из причин в том, что до сих пор не определены теоретико-методологические основы профилактики. Автор пытался на основе теоретико-методологического анализа связать эту проблему с практическими подходами и моделями в профилактической деятельности.
Ключевые слова: профилактическая деятельность, задачи превентивной педагогики, методологический подход, классификация методологических подходов, бессистемность в превентивной деятельности практиков.
Yekaterina Shubnikova. Methodological Analysis of Approaches and Models in Prophylactics of the Dependence Behavior in the Educational Environment
Three years ago the “Conception of Prophylactics in Use of the Psychoactive Substances in the Educational Environment” was ratified by the Ministry of Education and Science. But many pedagogues, psychologies and social pedagogues do not possess some indispensable competences to realize this document. It appears to be one of the reasons preventing to determine theoretical and methodological bases of prophylactics. The author was trying to connect this problem with practical approaches and models in prophylactics on the basis of the theoretical and methodological analysis.
Key words: prophylactic activity; tasks of preventive pedagogy; aims of preventive pedagogy; methodological approach; classification of methodological approaches; lack of system in practicians preventive activity.

3. Елена Филатова. Формирование социально-педагогического сообщества: региональный аспект
Автор статьи, исследуя профессиональную деятельность социальных педагогов, их затруднений, выделил группу противоречий и варианты развития профессионализма, реализуемого с помощью различных форм деятельности. Одна из эффективных форм – опорные методические площадки. На их базе разработаны различные постоянно действующие семинары с помощью муниципальной методической службы.
Ключевые слова: затруднения в профессиональной деятельности педагогов, опорные методические площадки, система обучающих курсов, индивидуальные программы, единая диагностическая основ, свободный выбор траектории роста.
Yelena Filatova.Formation of the Socio-Pedagogical Community: a Regional Aspect
The author investigating professional activity of the social pedagogues and their difficulties has selected a group of contradictions and variants of professionalisms development that is realized by different forms of activity. And among the effective forms there are supporting methodical points where various constant seminars were elaborated through the municipal methodical services.
Key words: difficulties in pedagogue professional activity; supporting methodical points; system of educational courses; individual programs; free selection of pattern of growth.

4. Римма Литвак. Теоретические основы социально-культурного развития личности в детстве
Проблема развития человека – вечная и актуальная для педагогики. На развитие личности огромное влияние оказывают проблемы социализации как социокультурного процесса. О психологии развития личности размышляет автор.
Ключевые слова: социально-культурное развитие личности, компоненты социального развития, соотношение биологического и социального в человеке, различные подходы к проблеме социализации.
Rimma Litvak. Some Theoretical Basics of the Person Socio-Cultural Development in Childhood.
The personl development problem appears to be eternal and of vital importance in pedagogy. A person development is under a great impact of the problems of socialization as of the socio-cultural process. It is on a person psychological development the author is reflecting.
Key words: person socio-cultural development; components of social development; correlation of biological and social in man; different approaches to socialization problem.

5. Диана Пинчук. Воспитание культуры семейных отношений – целевая функция социального педагога
Сегодня институт семьи переживает кризис. Поэтому актуальной становится профилактика сложных семейных проблем. Автор раскрывает понятие семейной культуры, родовой памяти, рассматривает такой критерий культуры семейных отношений, как «проектирование семьи». Автор предлагает практический курс воспитания семейной культуры, что окажет добрую помощь практикам.
Ключевые слова: семейный кризис, превентивная педагогика, родовая память, семейное проектирование, план курса «Семейное проектирование».
Diana Pinchuk. Formation of the Family Relations Culture is a Purposeful Function of the Social Pedagogue
The family institute is undergoing in the state of a crisis to-day. That’s why prophylactics of compound family problems is getting to be of vital importance. The author reveals the notions of family relations, ancestral memory, considers such criterion of the family relations as “projection of a family”. The author offers some practical course of the family culture education that can help the practicians.
Key words: family crisis; preventive pedagogy; ancestral memory; family projection; plan of “Family Projection” course.

III. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи
1. Лариса Сикорская, Галина Колобова. Воспитание нравственных ценностей у подростков в современных социозащитных учреждениях

В статье рассматриваются основные параметры становления нравственных позиций подростков в социозащитных учреждениях под влиянием современных тенденций усвоения ранее накопленного опыта и его интериоризации подростками. Автор утверждает, что становление нравственно-ценностной системы имеет ведущее значение в формировании зрелой личности. Особо важным в этой связи является подростковый возраст.
Ключевые слова: нравственные ценности, подростковый возраст, внутренняя позиция, социальная активность.
Larissa Sikorskaya, Galina Kolobova. Problems of Moral Values Formation of Teenagers in the Contemporary Socio -Protection Institutions
Abstract: This article discusses the basic parameters of the formation of moral positions adolescents social-protection institutions under the influence of modern trends in mastering the previous experience and its internalization teenagers. Scientific evidence suggests that the formation of moral value system has a leading role in the formation of a mature personality and particularly important in this regard is adolescence.
Keywords: moral values, teens, internal position, social activity.

2. Наталья Морова. Незаменимый «особый» взрослый: социальный педагог дошкольного учреждения
В 80-х годах в Марийской АССР впервые в Поволжье был обобщен опыт подготовки квалифицированных специалистов системы дошкольного воспитания. С тех пор внимание к этой проблеме не ослабевает. Педагоги дошкольных учреждений Республики Марий Эл эффективно работают с семьями дошкольников. Об этом опыте – предлагаемая вам статья.
Ключевые слова: социальный педагог дошкольного образовательного учреждения, стандарт дошкольного воспитания, социально благополучная среда, просвещение родителей и педагогов, психолого-педагогическая поддержка семей дошкольников.
Natalya Morova. An Indispensable “Peculiar” Adult: a Social Pedagogue of the Pre-School Institution
In the 80-th of the last century there was generalized for the first time the experience of training professionals in the pre-school system in Mari ASSR. Since that time attention to this problem has not waned. The pedagogues of the Republic pre-school institutions effective work with the pre-school children families. It is about this experience the article informs.
Key words: social pedagogue of pre-school institution; standard of pre-school education; socially well-to-do surroundings; education of parents and pedagogues; psycho-pedagogical support of pre-school children families.

IV. Профессиональное социально-педагогическое образование
1. Елена Сорочинская. Отечественное профессиональное социально-педагогическое образование в реалиях XXI века

В предлагаемой статье автор называет задачи повышения качества профессиональной подготовки специалистов социальной сферы, знакомит с распространёнными в конце XX−начале XXI века концепциями подготовки социальных педагогов, перечисляет перспективы развития социальной педагогики и системы подготовки профессионалов этого профиля.
Ключевые слова: профессиональное социально-педагогическое образование, тенденции развития социальной педагогики, система практик, модели профессиональной подготовки.
Yelena Sorochinskaya. The Native Socio-Pedagogical Education in the XXI Century Reality
The author puts forward some tasks of raising quality of the professional training specialists of the social sphere, gets acquainted with some conceptions for the social pedagogues training elaborated at the end of XX – beginning of XXI centuries, enumerates perspectives of development of the social pedagogy and the system of this profile professionals training.
Key words: professional socio-pedagogical education; tendencies of social pedagogy development; system of practices; models of professional training.

№ 5

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Людмила Емельянова. Конкурентные отношения в эффективной социальной политике

В статье раскрыты сущностные аспекты конкуренции субъектов профессиональной деятельности. Стратегия сотрудничества и партнёрства ‒ наиболее продуктивная стратегия в целях повышения эффективности социальной политики.
Ключевые слова: конкуренция, сотрудничество, конкурентоспособность, субъекты профессиональной деятельности, свойства, факторы, типология, функции конкуренции.
Liydmila Emelyanova. Sociological models and typological manifestations competition
The article made a theoretical analysis of the sociological literature on competition, disclosed the essential aspects of competition subjects of professional activity. Showing behavior strategies of stakeholders in the competition, including the strategy of cooperation and partnership is the most productive in order to increase competitiveness.
Keywords: Competition, cooperation, competitiveness, the subjects of professional activities, properties, factors, typology, function competition.

II. Социокультурная модернизация образования: потребность общества, заказ государства
1. Любовь Булдыгина. Готовность социальных педагогов к инновациям

В статье рассматривается проблемы внедрения социальных инноваций в социально-педагогическую деятельность, анализируются факторы готовности к ней социальных педагогов. Представлены результаты эмпирического исследования готовности социальных педагогов к этой деятельности.
Ключевые слова: социальные инновации, профессиональная компетентность, готовность к инновационной деятельности.
Ljubov Buldygina. The study of social readiness of teachers to innovative.
The article deals with the problem of social innovation in the social and educational activities, analyzes the factors of social readiness of teachers to innovate. The results of empirical studies of social readiness of teachers to innovate
Key words: social innovation, professional competence, willingness to innovate.

2. Марина Шакурова. Профессиональное сопровождение социально-педагогических практик
Подготовка специалистов социально-педагогического профиля не перестаёт быть актуальной. Автор статьи анализирует, какое научное, теоретическое знание необходимо для организации эффективной подготовки специалистов, предлагает виды учебных практик студентов.
Ключевые слова: социально-педагогические практики, парадигмальный сдвиг, феномен воспитания, логика научного поиска, специальные компетенции.
Marina Shakurova. Professional Accompaniment of the Socio-Pedagogical Practices.
Training of the socio-pedagogical specialists continues to be of vital importance. The author analyses what scientific theoretical knowledge is necessary to organize an effective training of specialists and offers some practices for the students.
Key words: socio-pedagogical practice; paradigm shift; education phenomenon; logic of scientific search; special compensations.

III. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи
1. Ринат Рахматулин. Мониторинговое исследование психолого-педагогических условий социальной безопасности детей и молодёжи

Статья в доступной форме раскрывает методику проведения мониторингового исследования психолого-педагогических условий социальной безопасности детей и молодежи; структурно-функциональные особенности проведения мониторинга, основные его этапы, нормативную базу, позволяющую проводить такого рода исследования. В заключение показано, как осуществить оценку результатов проведенного мониторинга, а также фрагменты задания школьникам, участвующим в исследовании.
Ключевые слова: социальная безопасность, мониторинг, психолого-педагогические условия и факторы.
Rinat Rakhmatulin. Monitoring Research of the Psychological and Pedagogical Conditions of Children and Youth Social Security
The article discovers the methods to conduct monitoring researches of the psychological and pedagogical conditions of children and youth security: some structural and functional peculiarities to conduct monitoring, its main stages, a normative base enabling to realize such researches. It is also demonstrated the way to evaluate the monitoring results as well as assignment fragments fulfilling by the schoolchildren who participated in the researches.
Key words: social security; monitoring; psychological and pedagogical conditions and factors.

2. Ирина Новикова, Ольга Осипова. Межведомственное взаимодействие в успешной социализации детей-сирот в постинтернатный период. Алтайская региональная модель
В статье представлен опыт успешной социализации выпускников учреждений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в постинтернатный период. В Алтайском крае разработана региональная модель межведомственного взаимодействия образовательных учреждений с органами государственной и муниципальной власти, общественными организациями и другими институтами гражданского общества в решении этой задачи.
Ключевые слова: межведомственное взаимодействие, сопровождение, постинтернатная адаптация, успешная социализация.
Irina Novikova, Olga Osipova. The organizational-legal model of interdepartmental interaction of educational institutions with state and municipal bodies, public organizations and others institutions of a civil society for ensuring successful socialization of the orphans during their adaptation after leaving boarding school in Altai Krai
The article describes the experience of ensuring successful socialization of graduates of institutions for orphans and children left without parents’support and some of them during after leaving the boarding school. There is presented the regional model of interdepartmental interaction of educational institutions with state and municipal bodies, public organizations and others institutions of civil society for ensuring successful socialization of orphans during their adaptation after leaving boarding school
Key words: interdepartmental interaction, support, adaptation after leaving boarding school, successful socialization.

IV. Профессиональное социально-педагогическое образование
1. Елена Филатова. Повышение квалификации социальных педагогов: вариативные модели

В статье на примере социальных педагогов аргументируется возможность совершенствовать систему повышения квалификации на основе их образовательных потребностей. Выделяются профессиональные затруднения социальных педагогов, характеризуется самооценка их профессиональных знаний и умений, анализируется готовность социальных педагогов к обучению. Автор обосновывает необходимость вариативных моделей повышения квалификации социальных педагогов и раскрывает способы их реализации.
Ключевые слова: повышение квалификации социальных педагогов, образовательные потребности, индивидуальные программы обучения.
Yelena Filatova. Supplementary Professional Training of Social Pedagogues: Varied Models.
In the article taking as an example the social pedagogues the author argues in favor of improving the supplementary professional training on the basis of social pedagogues educational requirements. The professional difficulties of social pedagogues are defined, the self esteem of their professional knowledges and skills are specified, the educational readiness of social pedagogues is analyzed. The author substantiates the necessity of varied models of supplementary professional training of social pedagogues and discloses the specificity of their implementation.
Key words: supplementary professional training of social pedagogues, educational requirements, professional difficulties, individual educational syllabus

V. Становление и развитие социальной педагогики в России
1. Татьяна Ромм. Традиции социального воспитания в отечественной педагогике

Статья, которую мы вам предлагаем, – это размышления автора о развитии социального воспитания в России, о влиянии православия на духовно-нравственное развитие общества и человека, на отечественную педагогику. Многое в позиции автора достойно современного профессионального осмысления.
Ключевые слова: социальное становление, православие и социокультурное развитие России, педагогическая традиция, социальный характер народной педагогики, стихийная и организованная социализация.
Tatiyana Romm. The Social Education Traditions in the Native Pedagogy.
The article contains the author’s reflections concerning development of the social education in Russia as well as influence of the orthodoxy upon spiritual and mental development of the society and a human being, upon the native pedagogy. Many of the author’s positions deserve to be professionally comprehended.
Key words: social formation; orthodox and socio-cultural development in Russia; pedagogical tradition; social nature of folk pedagogy; elemental and organized socialization.

№ 6

II. Социокультурная модернизация образования: потребность общества, заказ государства
1. Елана Куканова. Креативность в аспекте профессиональной деятельности социального педагога

С позиций требований новых образовательных стандартов в статье обосновывается необходимость дополнения высшего образования социальных педагогов креативной составляющей. В модернизации образования творческие педагоги играют основную роль. К этому их надо готовить.
Ключевые слова: креативность, творческой самореализации личности, интегративное свойство, новаторская позиция, творческая направленность, модели обучения, технологические и организационно-педагогические условия.
Elana Kukanova Сreativity in the aspect of professional activity of a social pedagogue.
Тhe article from the standpoint of the requirements of the new educational standards substantiates the necessity to amend the higher education of social pedagogues creative component. Creative teachers play the main role modernization of education. They should be prepared for it.
Key words: creativity, creative self-realization of personality, integrative property, innovative attitude, creative direction, model training, technological and organizational-pedagogical conditions.

2. Святослав Григорьев, Людмила Гуслякова, Галина Говорухина. Ценностные ориентации молодёжи и их воспитательное значение: десять лет спустя
В статье сопоставляются результаты исследований в Сибирском федеральном округе в 2003 и 2013 годах. Это позволило выявить, как общие тенденции отношения к карьере, справедливости у учащихся так и зафиксировать изменения, которые произошли за десять лет в их поведении. Анализ результатов исследования подтвердил, что изменения социально-политических условий развития российского общества обусловили и изменения в образовании и воспитании.
Ключевые слова: социальное воспитание, ценностные ориентации, профессиональная компетентность, социальная справедливость, социальная культура, модель воспитания.
S.I. Grigorev, L.G. Guslyakova, G.V. Govorukhina Valuable orientations of youth and their educational value: ten years later
The article compares the results of studies conducted in the Siberian Federal District in 2003 and 2013. It revealed how the general attitude towards career trends, justice students and experts alike, and commit the changes that have occurred over 10 years in these estimates. Analysis of the results of the study confirmed that the changing socio - political conditions of Russian society and led to changes in education and training.
Keywords: social education, values, professional competence, social justice, social culture, education model.

III. Психолого-педагогические условия обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи
1. Роза Андрианова. Роль профессионалов социальной сферы в преодолении экстремизма в молодежной среде

Автор анализирует причины формирования экстремизма в молодежной среде и определяет особенности социально-педагогической деятельности специалистов в предупреждении и преодолении этого крайне опасного социального явления.
Ключевые слова: экстремизм, интолерантность, подготовка специалистов для предупреждения и преодоления проявлений экстремизма.
Roza Andrianova. Role of Social Professionals to Prevent Extremism in the youth environment.
The author analyses reasons of extremism formation amid the youth surroundings and determines peculiarities of the specialist socio-pedagogical training to prevent and to overcome this highly dangerous phenomenon.
Key words: extremism; nontolerant; specialist training to prevent and to overcome extremism manifestation.

3. Алла Корнилова, Дмитрий Данилов. Социализация детей в региональной системе образования
Уникальность такого региона России, как Республика Саха (Якутия), вызвала к жизни и соответствующий характер образования и социализации детей. Об этом – предполагаемая статья.
Ключевые слова: социализация, региональные особенности, культурные ценности, экстремальная среда обитания, двуязычие, гармония человека и природы.
Alla Kornilova, Dmitriy Danilov. Children Socialization in the Education Regional System: Traditions and Up-to-Date Technologies.
Republic of Sakha (Yakutsk Republic) unique character has called into existence a particular character of education and the children socialization. It is this phenomenon the article discusses.
Key words: socialization; regional particular qualities; cultural values; extreme life environment; bilingualism; man and nature harmony.

IV. Профессиональное социально-педагогическое образование
1. Александра Белинская. Государственные образовательные стандарты и проблемы профессионального образования социальных педагогов

Анализируется внедрение стандартов нового поколения по профилю «Психология и социальная педагогика» в региональных вузах России, осуществляющих профессиональную подготовку будущих специалистов социальной сферы разного уровня. Автор обосновывает актуальность межведомственного взаимодействия вузов России, ведущих подготовку бакалавров по социальной педагогике.
Ключевые слова: подготовка специалистов социально-педагогического профиля, стандарт высшего профессионального образования, внедрение нового стандарта по профилю «Психология и социальная педагогика».
Aleksandra Belinskaya. State educational standards and issues of professional education social workers.
In the article the author presents the analyses of the situation in introducing of the new generation standards of the subject “Psycology and social pedagogics” in the Russian regional higher educational establishments which are responsible for professional training of the specialists in social sphere. The author gives the grounds for introduction of interdepartmental interaction of the Russian higher educational establishments responsible for professional training of the bachelors in social pedagogics.
Key words: professional training of the specialists in social-pedagogical sphere, higher professional education standards of the third generation, introduction of the new standard in “Psycology and social pedagogics”.

2. Марина Алдошина. Формирование этноэстетической культуры будущих социальных педагогов
Статья посвящена актуальной проблеме – формированию этноэстетической культуры студентов, обучающихся по специальности «Педагогика и психология девиантного поведения, квалификация – социальный педагог». Ситуация в культурной и социальной жизни России в XXI веке содержит проблемы личностного становления как часть проблем профессионального образования в университете. Статья включает аспекты структуры, характеристику личности студента со сформированной этноэстетической культурой и особенности методики ее формирования в процессе образования в университете.
Ключевые слова: этноэстетическая культура, личностное становление, университет, методика, формирование этноэстетической культуры.
Marina Aldochina. Formation of the future of the Social Pedagog of etnoestetik culture.
This article is devoted to the problem of forming anaesthetically culture of students. The situation in the cultural and social life of Russia of the beginning of the 21st century contains issues of personal development as part of the problems of professional education at the University. The article includes the concept, aspects of structure, characteristics of the individual student with the generated anaesthetically culture and features of the method of its formation in the process of education at the University.
Key words: etnoestetik culture, personal formation, university, method.

3. Лилия Онищенко. Особенности подготовки специалистов социальной сферы во Франции
В статье представлен краткий обзор и анализ состояния подготовки специалистов социальной сферы во Франции.
Ключевые слова: социальные профессии, социальная работа, непрерывное образование, профессиональные дипломы, сертификат о приобретенных навыках, признание практического профессионального опыта.
Onischenko Lilia. Specifics of professional training of social workers (the case of France).
The article provides an overview and analysis of the current state of professional training in social services in France.
Keywords: social profession, social work, lifelong education, professional degrees, certificate of acquired skills, recognition of practical professional experience.