Архив публикаций - 2013 год

№ 4

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Ирина Алаторцева. Социальная безопасность молодого поколения в приоритетах государственной молодёжной политики

Статья, которую мы вам предлагаем, раскрывает сложные проблемы современной молодёжи и те аспекты государственной молодёжной политики, которые будут способствовать преодолению негативных проблем.
Ключевые слова: новая система ценностей, от коллективистских ценностей – к корыстно-индивидуальным, угрозы молодёжи, социальная безопасность и задачи молодёжной политики, партнёрство, экономическая самостоятельность, молодая семья, профилактика агрессии.
Irina Alatertseva. Social Security of the Youth Generation in the Youth Policy Priorities
The article discovers some complex problems of the contemporary youth and those aspects in the state youth policy which will promote to overpass negative problems.
Key words: a new system of values; from collectivist to individual values; threat for youth; social security and youth policy problems; partnership; economic self-consistency; young family; prophylaxes of aggression.

II. Социокультурная модернизация образования: потребность, общества, заказ государства
1. Валентина Бочарова. Состояние и тенденции развития социально-педагогической профессиональной деятельности: отечественный и международный контекст

Кардинальные перемены в социальной практике вносят принципиальные коррективы в функции образования, в его ценностно-целевую направленность: на потребностную сферу людей, удовлетворение запросов личности, семьи, социальных групп, обновляющейся производственной сферы в соответствии с их ожиданиями и системой базовых ценностей…Об этом размышляет автор статьи.
Ключевые слова: социокультурная модернизация образования, социальные ожидания людей, открытый социум, развитие на основе социально-педагогической парадигмы, потенциал образовательных учреждений, многопрофильная профессиональная подготовка, институт социальных педагогов и социокультурная модернизация образования.
Valentina Bocharova. The State and Tendencies in Development of the Socio-Pedagogical Professional Activity: National and International Contexts.
Cardinal changes in the social practice have brought some principal corrections in the function of education, in its valuable and goal orientation concerning namely people demands sphere, satisfaction of a person, a family and social groups needs as well as renovating production sphere in accordance with their expectations and the basic values system…It is about these problems the author is reflecting.
Key words: socio-cultural modernization of education; open social environment; development basing on socio-economic paradigm; educational institutions potential; multidisciplinary professional training; institute of social pedagogues and socio-cultural modernization of education.

2. Марина Гурьянова. Институт социальных педагогов в сельском социуме России: состояние и перспективы развития
Поле профессиональной деятельности социальных педагогов на селе рассматривается в тех регионах, где властные структуры и органы образования заинтересованы в развитии этого института. Но в его деятельности немало и негативных проблем. Решение многих из них зависит от руководителей субъектов Российской Федерации и Министерства образования и науки. Об этом – предлагаемая статья.
Ключевые слова: сфера социально-педагогической деятельности, экспериментальное исследование, нормативная база, научно-методическое обеспечение, сельская семья, проблемы развития профессии.
Marina Guriyanova. The Institute of Social Pedagogues within the Rural Social Environment in Russia: State and Perspectives of Development.
There is observed the field of professional activity of the rural social pedagogues in those regions where the bodies of government and the organs of education are interested in this institute development. However this institute activity contains some rather negative problems. And decision of many among them depends upon leaders of the subjects in the Russian Federation and Ministries of Education and Sciences. And it is this problem the article concerns.
Key words: socio-pedagogical activity sphere; experimental research; normative basis; scientific and methodic provision; rural family; problems of profession development.

III. Психолого-педагогические условия социальной безопасности детей и молодежи
1. Михаил Плоткин. Воспитательный потенциал социальной педагогики – фактор гуманизации социальной среды

В основе социокультурной модернизации образования лежит гуманистическая концепция, гуманизация социальной среды. В этом процессе активно участвует социальная педагогика, способствующая обретению нового опыта взаимодействия в системе «общество-личность-власть».
Ключевые слова: гуманизация среды – функция социальной педагогики, человеческие ценности, условия рынка и человек, ресурс защиты человека, социальное здоровье.
Mikhail Plotkin. The Social Pedagogy Educative Potential: Humanization Factor of the Social Environment
The basis of education socio-cultural modernization appears to be a humanistic conception, humanization of the social environment. And an active participant in this process is the social pedagogy, which promotes some new experience of interaction in the “society-person-power” system.
Key words: humanization of environment is function of social pedagogy; human values; market conditions and a human-being; resource of a human-being protection; social health.

2. Ринат Рахматулин. Индикаторы измерения социальной безопасности детей и молодёжи
В статье рассматриваются проблемы обеспечения социальной безопасности детей и молодежи и способы ее измерения.
Ключевые слова: индикаторы социальной безопасности, жизненные права и интересы несовершеннолетних, государственная социальная политика.
Rinat Rakhmatulin. Indicators in Measuring the Children and Youth Social Security.
The article observes the problems of providing the children and youth social security as well as ways of its measuring.
Key words: indicators of social security; life rights and interests of minors; state social policy.

IV. Профессиональное социально-педагогическое образовани
1. Алла Тряпицына. Профессиональная подготовка студентов – будущих педагогов к решению задач модернизации общего образования

Эффективную социокультурную модернизацию могут проводить только высокопрофессиональные специалисты. Автор статьи раскрывает пути совершенствования содержания профессионального образования как динамичного конструкта, который рождается в совместной деятельности преподавателей, студентов и работодателей.
Ключевые слова: методология построения содержания образования, социокультурный подход, система функциональности, динамичности, практические задачи, многообразие целей, интегрированный модуль.
Alla Tryapitsina. Professional Training of the Students as Future Pedagogues towards Solving the Problems of the General Education Modernization.
An effective socio-cultural modernization can be only realized by high-class specialists. The article author discovers the ways in perfection of the professional education as a dynamic construct which can come to life by the joint activity of teachers, students and employers.
Key words: methodology of education content construction; socio-cultural approach; practical goals; diversity of aims; integrated module.

V. История социальной педагогики в Росси
1. Сергей Хижняков. «Педагогика вне социальной обстановки немыслима…». Наследие российской общественно-педагогической мысли начала ХХ в.

Продолжаем цикл историко-педагогических публикаций по истории становления и развития социальной педагогики в России. Предлагаем вниманию читателей очередной очерк, охватывающий период начала ХХ века. Именно в те годы благодаря интеграции педагогических исследований с психологией, медициной, социологией во многом определились основные принципы и направления социальной педагогики в России.
Ключевые слова: среда обитания, социализация, социальное общежитие, кризис семьи, воспитание правосознания, свободное воспитание.
Sergey Khizhnyakov. “Pedagogy is Unconceivable out of the Social Environment…” Heritage of the Russian Socio-Pedagogical Thought at the Beginning of the XX century.
We continue to publish the cycle of articles informing about the social pedagogy formation and development in Russia. The essay offered concerns the beginning of the XX century. Just in those years there were determined the basic principles and trends in the Russian social pedagogy due to the integration of the pedagogical researches with psychology, medicine and sociology.
Key words: living environment; socialization; social community life; family crisis; legal consciousness education; free education.

№ 5

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Ирина Алатоцева, Татьяна Борисова. Модель психолого-педагогического обеспечения социальной безопасности молодого поколения

Решение проблемы социальной безопасности молодого поколения России является одной из приоритетных задач развития государства, личности, общества. Сегодня молодёжь – не столько объект образования, социализации, сколько активный субъект, основной инновационный потенциал общества, гарант его развития и безопасности.
Ключевые слова: молодёжь, социальная безопасность, субъекты, факторы, принципы, компоненты психолого-педагогического обеспечения социальной безопасности.
Irina Alatortzeva, Tatiyana Borisova. The Model of Psycho-Pedagogical Provision of the Young Generation Social Security
Decision of the problem of the young generation social security appears to be among the prior tasks in the state, society and a person development. The youth of to-day is not only the object for education and socialization but an active subject, the basic innovative potential of the society, guarantor of its development and security.
Key words: youth social security; subjects; factors; principles, components of psycho-pedagogical provision of social security.

II. Социокультурная модернизация образования: потребность, общества, заказ государства
1. Светлана Подкутова. Формирование культурно-образовательной среды в сельском социуме

В статье раскрываются принципы и способы формирования социокультурной образовательной среды в сельском социуме. В этой деятельности сущностную роль играет экономическая составляющая, актуализация активности жителей села. Автор доказывает эффективность социального партнёрства учреждений образования и общественных организаций, в числе которых – потребительская кооперация.
Ключевые слова: сельский социум, культурно-образовательная среда, социально-педагогическое партнёрство, социальная активность сельских жителей, социально-экономическая поддержка села.
Svetlana Podkutova. Formation of the Cultural and Educational Environment in the Rural Social Community
Some principles and ways in formation of the social and educational environment in the rural community are revealed. The economic component and actualization of the rural inhabitants work are played an essential role in this activity. The author proves effectiveness of the social partnership of educational institutions and social organizations, the consumers’ co-operative societies are among them.
Key words: social community; cultural and educational environment; socio-pedagogical partnership; social activity of rural inhabitants; socio-economic support of village.

2. Наиля Азизова. Семейные традиции – основа гармонизации отношений в семье и развития социума
Статья посвящена формированию социально-педагогической компетентности родителей в процессе их социально-педагогической подготовки на основе сохранения, обогащения прогрессивных этнокультурных семейных традиций воспитания, использованию полученных знаний во внутрисемейном и межсемейном сообществе.
Ключевые слова: семейные традиции воспитания, социально-педагогическая компетентность родителей, поликультурное пространство, социально-педагогическая подготовка, социальный педагог семейного профиля.
Article is devoted to formation of the parents social and pedagogical competence in the course of their socio-pedagogical training on the basis of preservation and enrichment of progressive ethnocultural family traditions of the children education and using the obtained knowledge in the process of their intra- and interfamily community living.
Key words: family traditions of education, parents socio-pedagogical competence of multicultural space, socio-pedagogical training, social pedagogy.

III. Психолого-педагогические условия социальной безопасности детей и молодёжи
1. Ринат Рахматулин. Мониторинг эффективности психолого-педагогического обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи

В статье рассматривается механизм проведения мониторинга эффективности социальной безопасности детей и молодёжи, его структура и содержание, место социальных педагогов в этом процессе.
Ключевые слова: мониторинг, эффективность психолого-педагогического обеспечения социальной безопасности детей и молодёжи.
Rinat Rakhmatulin. Monitoring of Effectiveness of Psycho- Pedagogical Provision of the Children and Youth Social Security
The article considers the mechanism of conducting the monitoring of effectiveness of the children and youth social security, its structure and contents as well as the social pedagogues place in this process.
Key words: monitoring; effectiveness of psycho-pedagogical provision of children and youth social security.

2. Игорь Севалкин. Лидерство инициативной молодёжи как фактор преобразования социума, расширения образовательных возможностей молодёжи
В статье раскрывается опыт использования социально-педагогической технологии формирования лидерства молодёжи, её социальной активности, как фактора преобразования социума. Рассматривается содержание основных направлений деятельности детско-молодёжных объединений, расширения образовательных возможностей молодых, воспитывающих личность, активно действующую в социуме.
Ключевые слова: технология формирования лидерства, характеристики функций, результат и эффективность процесса.
Igor Sevalkin. Уouth leadership as a factor of social security.
The article reveals the experience of the use of socio-educational technology leadership formation of youth as a factor of social security. We consider the content of the main activities for children and youth associations, which are aimed at self-development of socio active person.
Key words: technology of leadership formation, characteristics of functions, the result and effectiveness of the process

3. Анатолий Пайгусов, Сергей Савин. Постинтернатное сопровождение выпускников интернатных учреждений
В России сегодня активно развивается деятельность учреждений и структур, решающих проблемы жизнеустройства выпускников интернатных учреждений. Объективные трудности в оказании помощи выпускникам стимулируют различные ведомства и общественные объединения искать наиболее эффективные формы и пути поддержки молодых людей.
Ключевые слова: выпускники сиротских учреждений, постинтернатное сопровождение, самостоятельное проживание.
Anatoliy Paigusov, Sergey Savin. Complex Accompaniment of the Boarding-School Leavers Found Themselves in a Hard Life Situation
At present there is developed activity of the institutions and structures which are solving the problems of life arrangements of the boarding-school leavers. Different departments and non-governmental associations are rendering aid in searching the most effective forms and ways of support.
Key words: leavers of orphan institutions; accompaniment of boarding-school leavers; self-sufficient living.

IV. Профессиональное социально-педагогическое образование
1. Артём Резцов. Методы исследования жизненных ориентиров студентов

Автор представляет актуальные социально-педагогические методики определения смысложизненных ориентаций студентов вузов – будущих специалистов. Но не только применительно к студенчеству можно использовать эти методики. Социальные педагоги и учителя школ могут использовать их при диагностике ценностных предпочтений старшеклассников, родителей, школьников и членов любых молодёжных объединений, их жизненных смыслов.
Ключевые слова: социально-педагогическая диагностика, ценностные ориентации личности, смысложизненные ориентации
Artem Reztsov. Socio-Pedagogical Diagnostics of the Students Life Orientations in the Humanitarian Higher Education Institutes.
The author presents some vital socio-pedagogical methods to determine the students “meaning of life” orientations in the humanitarian higher educational institutes. But these methods can be applied not only to students. Social pedagogues and teachers can apply them in diagnostics of the senior pupils, parents, schoolchildren and members of any youth associations who want to reveal their life meanings.
Key words: socio-pedagogical diagnostics; person valuable orientations; “meaning of life” orientations.

V. История социальной педагогики в России
1. Сергей Хижняков. «Вся наша работа носила характер социальный…» Социально-педагогическая практика в Российской империи

Продолжаем историко-педагогический цикл публикаций «Становление и развитие социальной педагогики в России» (см. №№ журнала 2013 г., №№ 1–4). Предлагаем очерк, воссоздающий опыт социально-педагогических начинаний во времена Российской империи. На малоизвестном фактическом материале автор раскрывает роль общественных организаций в педагогическом сопровождении социальной работы, опыт взаимодействия педагогов, психологов, врачей в воспитательно-образовательной практике, прослеживает процесс нарастания педагогического компонента в деятельности дореволюционных учреждений социальной сферы.
Ключевые слова: защита детства, педагогическое сопровождение, образовательные экскурсии, земская педагогика, воспитательная среда, коррекция личности.
Sergey Khizhnyakov “All Our Work Bore the Character of Being Social…”: Socio-Pedagogical Practice in the Russian Empire
We continue publication of the historical and pedagogical cycle “Formation and Development of the Social Pedagogy in Russia” (see N 1-4, 2013). The essay offered reconstructs the experience of socio-pedagogical beginnings of the Russian Empire times. The author discovers the role of some social organizations in the pedagogical accompaniment of the social work, the experience of pedagogues, psychologists and doctors interaction in their educational practice, retracing as well the process of the pedagogical component increase in activity of pre-revolutionary institutions in the social sphere.
Key words: childhood protection; pedagogical accompaniment; educational excursions; pedagogy of zemstvo; educational environment; personality correction.

№ 6

I. Социальная педагогика и социальная политика
1. Давид Фельдштейн. Принципы и условия развития растущего человека на исторически новом уровне движения общества. Роль Российской академии образования в этом процессе

Ежегодно в Российской академии образования проводится общее собрание, на котором учёные подводят итоги сделанному, намечают перспективы. С докладом на годичном собрании РАО выступил её вице-президент. В его докладе глубоко проанализирован современный этап развития страны, вызовы образованию. Перед педагогикой и практикой поставлены принципиально новые задачи, решение которых определяет аспекты государственной социальной политики в области образования, а также политики Российской академии образования, дальнейшее развитие таких наук, как педагогики и социальная педагогика.
Ключевые слова: особенности человека, характеристика среды, когнитивное развитие, позитивная социализация, границы и проблемы детства.
David Feldshtein. Some Principles and Conditions of a Growing Man Development at the History New Level of the Society Movement
Every year the Russian Academy of Education leads the general meeting summing up the results and planning perspectives. The RAE vice-president made a report at this year general meeting where he analyzed the modern period of the country development and the problems of education. The principally new tasks are put forward before the pedagogy and practice and their decision will define aspects of the state social policy in the field of education as well as of the Russian Academy of Education policy and further development of such sciences as pedagogy and social pedagogy.
Key words: peculiarities of a man; environmental characteristics; cognitive development; positive socialization; childhood limits and problems.

II. Социокультурная модернизация образования: потребность, общества, заказ государства
1. Ирина Пуртова. Школьный социальный педагог – нелёгкая, но очень нужная профессия

В современном образовании постоянно происходят изменения, нацеленные не только на совершенствование школьного образования, но и на преобразование социума. В этом процессе важную роль играют социальные педагоги, которые проводят социокультурную модернизацию на самом низовом, массовом уровне – в муниципальных образованиях. Здесь дел у социального педагога – непочатый край. Об этом опыте – предлагаемая статья.
Ключевые слова: школьный социальный педагог, подростковые проблемы, межведомственный принцип деятельности, социальные проекты, ситуация успеха.
Irina Purtova. A School Social Pedagogue: an Uneasy but a Very Needful Profession
There are constantly take place changes in the contemporary education which aim not only at improvement of the school education but also at reorganization of the social environment. The social pedagogues play an important role in this process: they realize socio-cultural modernization at the lowest level, working in the field of municipal education where the social pedagogues have the great amount of deeds. It is about this experience the article tells.
Key words: school social pedagogues; teenager problems; interdepartmental principles of activity; social projects; situation of success.

2. Надежда Перетягина, Галина Добшикова. Целостное образование и перспективы его развития: гендерный подход
Эффективность социокультурной модернизации во многом зависит от совершенствования современного образования, его возможностей для максимального развития и реализации способностей ребенка, подростка, юношей и девушек. В современный педагогический обиход входит понятие «целостное образование». Один из его аспектов – гендерный подход к каждому учащемуся, среди которых и мальчики, и девочки. Цель данной статьи – гендерный подход в целостном образовании в качестве потребности и перспективы его развития.
Ключевые слова: гендерный подход; целостное образование; «бесполая педагогика»; самоидентификация.
Nadezhda Peretiagina, Galina Dobshikova. Holistic Education Developments and Prospects: Gender Approach.
Efficiency sociocultural modernization largely depends on the improvement of modern education, its ability to maximize the development and implementation capacities of the child, teen, boys and girls. In modern pedagogical usage includes the concept of " holistic education ". One aspect of it - a gendered approach to each student, including both boys and girls. The purpose of this article - a gender perspective in holistic education as the needs and perspectives of its development.
Keywords: gender approach; holistic education; "sexless pedagogy"; identity.

III. Психолого-педагогические условия социальной безопасности детей и молодежи
1. Татьяна Омётова. Социальные педагоги Центра психолого-медико-социального сопровождения: методы, формы работы с подростками

Статья, которую мы вам предлагаем, – об эффективном сотрудничестве школы и других учреждений социальной поддержки подростков, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Ключевые слова: подростковая дезадаптация, Центр сопровождения детей, информационная карта.
Tatyana Ometova. The Social Pedagogues in the Center of Psychical, Medical and Social Accompaniment: methods and forms in the work with teenagers
The article concerns an effective cooperation of a school with other institutions of social support of teenagers being in hard life situations.
Key words: teenager disadaptation; Center of Children Accompaniment; information card.

2. Галина Петрова, Светлана Каликина, Добрые дела социального педагога школы малого города
Дети, живущие в малых городах, не могут пойти в музей, на концерт, посетить художественную выставку. Но там, где о них заботятся, где создают развивающую среду, – дети заняты интересными делами, художественным творчеством, спортом. В малом городе школа и социальные педагоги на межведомственной основе ведут эту работу. Об этом конструктивном опыте предлагаемая статья.
Ключевые слова: педагогическая поддержка, образовательное пространство, социальные педагоги, межведомственное взаимодействие, здоровый социум.
Galina Petrova, Svetlana Kalikina. Good Deeds of a Social Pedagogue in a Small Town School.
The children who live in small towns cannot go to museums, concert halls, art exhibitions. But in the places where some people care of them, creating a developing environment, the children are engaged in interesting work, art activity, sport. This work is realized by schools and social pedagogues of small towns on the interdepartmental basis. The article reveals this constructive experience.
Key words: pedagogical support; educational environment; social pedagogues; interdepartmental interaction; healthy social environment.

3. Елена Янова. Этническая идентичность азербайджанских детей-мигрантов. Исследование, помогающее глубже узнать детские характеры
Сегодня в России – огромное число мигрантов, дети которых учатся в школах нашей страны. С ними работают учителя, социальные педагоги, помогающие разрешать их проблемы. Статья, которую мы предлагаем, позволяет лучше узнать ваших питомцев, а отсюда – и безошибочно выбрать способы, формы работы с ними, помогающие успешной социализации в новой среде.
Ключевые слова: этническая идентичность, мигранты, биэтническая семья, межнациональное общение, межкультурное взаимодействие.
Yelena Yanova. The Ethnic Identity of Azerbaijan Children-Migrants. The Investigation that Helps to Know Children Characters Deeper.
There is a great amount of migrants in Russia of to-day and their children go to our country schools. The teachers and social pedagogues work with them allowing them to decide their problems. This article helps to know the pupils better and hence to choose ways and forms to work with them thus helps them in successful socialization in the new environment.
Key words: ethnic identity; migrants; biethnic family; international intercourse; multicultural interaction.

IV. Профессиональное социально-педагогическое образование
1. Ирина Дерюгина. Формирование социально-личностной компетентности студентов вузов

В статье акцентируется внимание на необходимости формировать социально-личностную компетентность студентов как важнейшего показателя профессионализма специалиста любой области, в том числе и подготовки социальных педагогов. Автор доказывает возможность достичь этой цели в процессе вузовского обучения; раскрывает понятие социально-личностной компетентности. В статье описываются педагогические условия, при которых этот процесс приобретает максимальную эффективность.
Ключевые слова: социально-личностная компетентность; преобразования; образовательная система; культурно-образовательная среда; педагогические условия; взаимодействие; системность.
Irina Deryugina. Forming social and personal competences of students in the Institutes of Highes Educatim.
The article focuses on the necessity of forming social and personal competences of students as a key indicator of an expert in any sphere. The author insists on the possibility to achieve this goal integrating it into the process of teaching English. The notion of social and personal competences is defined. The author stresses the contradictions between the demand placed on the expert by the society and the actual level of social and personal competences of a person. The author also describes pedagogical conditions necessary to make the process more effective.
Key words: social and personal competence; reforms; educational system; cultural and educational environment; pedagogical conditions; interaction; consistency.